КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Универсалии

преображение

Преображение — церковный термин русской православной традиции, обозначающий действительность обожения, в смысле осуществившегося благодатного приобщения твари к Богу в Его нетварных энергиях. Православное учение о П. имеет тесную связь со священным событием — Преображением Господним на горе Фавор. Относительно человека П. есть духовно-благодатное возвышение качества человеческого бытия, его очищение и просвещение при неизменности сокровенной сущности (образа Божия) человеческой личности, без разрушения или перерождения человеческой природы в ее Богосозданном основании. Результатом П. является радикальный сдвиг не только в состоянии мысли, но ив самом типе телесно-чувственного бытия личности: человек начинает видеть то, чего ранее не видел, мыслить то, чего не мог себе представить. Согласно православной традиции, принципиальное расширение возможностей органов восприятия совершается за счет сочетания человеческих способностей с духовной силой Высшего Существа. Именно эта синергия и возвышает человека до того уровня, который не достигается человеческими усилиями. Представление именно о таком характере влияния благодати строго определяется всеми догматическими началами православного вероисповедания, поскольку оно видит в благодати не внешнюю безличную силу, подавляющую человеческую свободу, а органично сочетающуюся с ней тонкую духовную энергию. Благодать ничего не разрушает и не отбирает у человека, но способствует истинному развитию духовной личности в сторону действительного уподобления Богу. Понятие П. имеет также отношение ко всей твари, ко всему космосу, предназначенному к прославлению и спасению вместе с человеком и в значительной мере через человека. Эти духовные процессы, о которых шла речь выше, весьма удачно передает русское слово «П.». В греко-православном богословии эквивалентным этому понятию является термин «метаморфозис», который формально не столь удачен, ибо уводит мысль в сторону представлений о внешнем видоизменении, превращении. В католической традиции терминологические эквиваленты П. — «трансфигурацио» и «трансформацио» — имеют поверхностное значение формального преобразования. Напротив, фундаментальное значение идеи П. в святоотеческой традиции обусловливает глубоко позитивный, мироприемлющий, сокровенный смысл православного аскетизма.

 


Теги:  православие
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Булычев Ю. Ю.