КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Универсалии

мышление женское

МЫШЛЕНИЕ ЖЕНСКОЕ

МЫШЛЕНИЕ ЖЕНСКОЕ

Специфика МЖ определяется не его особой имманентной качественностью (в нем нет ничего, чего бы не было в мужском мышлении, кроме результатов последнего), а сложным опосредованием его органики совокупно женским способом существования. Безоценочно–объективная характеристика МЖ затруднена хронической неотрефлектированностью его собственного «места»: от бытового до научного уровней оно то претендует на традиционно «чужое», то на столь же традиционно «особое» при полной неясности вектора и природы «особости». Философский анализ МЖ развивался, в основном, в форме критики со стороны «мужской логики» или самокритики «женского» в «мужском», вплоть до возвышения этого типа рефлексии до ранга проблемы национальной идентичности (Н. Бердяев). Между данными чувственной интуиции и трофеями трудов логических механизмов дискурса лежит область, где внутренняя сырая эмпирия впечатлений не расчленена еще рассудочными гранями и не преобразована в процессах понятийного отвердевания материала. В этой области рассудок и понятие, с их таксономическими возможностями, реально присутствуют лишь в качестве интенций или проекций логизирующего намерения. Логика содержания суждений и умозаключений ложится тенью на ландшафт неоформленного чувственного опыта и порождает в его пространстве псевдологические двойники, ментальные видимости, квазиформы логики, симулякры выводов. Они жизнеспособны, изоморфны своим прототипам, но являются «образами» логических форм, а не ими самими. Эта теневая, отраженная в материи чувственного и оформляющая ее внешний текучий ландшафт мифология логики (имитирующая «здравый смысл» рассудка и приемы дискурса) и есть «МЖ». В его природе – дискретность и взаимозаменяемость логических звеньев (воспроизводится не последовательность операций мышления, а сама идея цепочки); свертывание объема информации с упреждением вывода из нее (импульсивное «да/нет» как упрямство сознания, легко преодолеваемое релятивистской натурой этого утверждения=отрицания, которое не является таковым в грамматическом смысле); пропуск логических звеньев в аргументации (энтимема, которая опирается на собственную достоверность и конъюнктурную применимость); ценностная гипертрофия личного опыта (ментальное суеверие); инфантильный утопизм, санкционирующий удачу жизненного проекта, и эротический авантюризм. Апофатические характеристики МЖ: это «мысление» имитациями, подделками, муляжами, симулякрами и профанированными формами «мужской» логики, что на уровне поведения может выглядеть как замена ума хитроумием, убеждения – азартом, артистизма – притворством, творчества – подражанием, религиозной напряженности – истерией, исторического мирочувствия – интимным мемуаром. В МЖ обобщение предшествует опыту наблюдения, а знаковая маркировка явлений – освоению их очевидной содержательности. Здесь проявляется недоверие к реальности в пользу своевольной транскрипции ее или прямая инверсия знака и денотата: Маргарита булгаковского романа топит в ванной костюм ненавистного ей критика. Последний момент связан и с недоверием иного рода: в МЖ живет тревожный рефлекс страха ошибки. Комплекс неидентичности порождает в нем необходимость опоры на множественные и разнонаправленные мотивации (что в ином плане подчеркнуто наблюдением престарелого Б. Шоу: ему не удалось встретить женщины, которая твердо знала бы, где у нее право, а где – лево). Правополушарный эгоизм МЖ направлен на бессознательное оправдание абсурда с последующей трансформацией его в источник тревоги. Компенсаторные механизмы МЖ: отсутствие трагического антиномизма; иллюзия авторства принимаемых решений; жажда эротической овнешненности и «мышление телом»; наивность души, скудно освещенной рассудком, но берущей на себя ответственность за отражение его функций. Социальная практика подчинения женских коллективов традиционно нормированным обязанностям привела к тому, что МЖ осталось внеисторичным и приближенным к типу мифологического и детского; последнее обстоятельство особенно сказалось в том, что женская «борьба за права», феминизм и пафос гендерных исследований носит обычно семиотический характер. Тем меньшее пространство разделяет в МЖ сферу качества сознания от поведенческой; однако именно здесь исследователей МЖ ждут наибольшие шансы на ошибку: формы поведения женщин репрезентируют не свойства мышления, а его намерения, возможности и проективные усилия. Глубочайшая неадекватность этих планов существования маскируется узостью дистанции женского «я» от себя и мнимо–волевой коррекцией мотива и поступка. Пространство МЖ пронизано чревно–соматическим соприсутствием плоти мира и ее целеполагающему экзистентному принципу – самосохранению в рамках наследного бессмертия.

Исследования;

Абрамович Н.Я. Женщина и мир мужской культуры. М., 1913; Александрович Ю. Матрешкина проблема. «Исповедь Ставрогина» Достоевского и проблема женской души. М., 1922; Баздырев К. К. Секс и революции. Россия: XXXXI век: (Демографический анализ сферы подсознания). М., 2000; Бакунин П. Запоздалый голос сороковых годов. (По поводу женского вопроса). СПб., 1881; Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. М., 1999; Бердяев Н. А. О «вечно–бабьем» в русской душе, 1915; Бовуа С., де. Второй пол. СПб., 1997. Т. 1–2; Бебель А. Женщина и социализм. М., 1959; Бодрийяр Ж. Соблазн. М., 2000; Богин И. Вечная Женственность. СПб., 1997; Бодрийяр Ж. Соблазн. М., 2000; Бокль Г. Т. Влияние женщины на успехи знания. Пб., 1864; Бутовская М. Л. Тайна пола: мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино, 2004; Вольф К. О смысле и бессмыслице наивности, 1973 // Вольф Криста. От первого лица. Художественная публицистика. М., 1990. С. 78–86; Гагарин П. С. Эротические стихотворения. СПб., 1811; Гачев Г. Д. Русский Эрос. «Роман» Мысли с Жизнью. М., 1994; 2004; Гендер, власть, культура: социально-антропологический подход. Сб. Саратов, 2000; Гендерная история: pro et contra: Межвузовский сб. дискуссий, материалов и программ. СПб, 2000; Гендерные исследования: Сб. М., 1999; Гендерные тетради. СПб., 1997. Вып. 1; Гендерные тетради. СПб., 1999; Гендерный фактор в языке и коммуникации. М., 1999; Вейнингер О. Пол и характер. М., 1910; Горичева Т. М. Русская женщина и православие. СПб., 1996; Женщина. Сб. М., 1910. Вып. 1–2; Даутендей Елиз. О новой женщине и ее любви. М., 1909; Евдокимов П. Женщина и спасение мира. Минск, 1999; Женщина и вещественный мир культуры у народов России и Европы. СПб., 1999; Залкинд А. Б. 1) Половой вопрос в условиях советской общественности. Л., 1926; 2) Половой фетишизм. К пересмотру полового вопроса. М., 1925; Зиммель Г. Женская культура, 1923 // Г. Зиммель. Избранное: В 2 т. М., 1996. Т. 1. Созерцание жизни; Золотоносов М. Слово и тело // Петербургские чтения. СПб., 1992. С. 172 – 215; Индийская жена: Исследования, эссе. М., 1996;

История женщины на Западе: В 5 т. СПб., 2005; Ишлондский Н. Е. Любовь, общество и культура. Проблема пола в биосоциологическом освещении. Берлин, 1924; Катинка Резен, фон. Моральное слабоумие женщин. М., 1909; Киньяр Паскаль. Секс и страх. М., 2000; Коллонтай А. М. Новая женщина // Марксистский феминизм. Коллекция текстов А. М. Коллонтай / Сост. и общая ред. В. И. Успенской. Тверь, 2003; Кон И. Мужское тело в истории культуры. М., 2003; Курбатов Влад. Женская логика. Ростов–на/Д., 1993; Кьеркегор С. Дневник обольстителя. СПб., 2000; Котлова Т. Б. Гимназистки на рубеже веков // Женщина в российском обществе, 2000. № 2 (18). С. 32 - 38; Лаут Р. Идея виновности и невиновности женщины в произведениях Достоевского // Записки Русской академ. группы в США. Нью–Йорк, 1981. Т. 14; Лем С. 1) Лолита, или Ставрогин и Беатриче, 1962 // Литературное обозрение. М., 1992. № 1. С. 78–79; 2) Метапорнография // Zero. СПб.. 1991. № 1; Лешков В.Н. Заметка о первобытных правах женщины, по теории Бахофена // Русский Вестник. Янв. 1873; Ломброзо Ч. Женщина: преступница или проститутка. Минск, 2004; Литературное обозрение. М., 1991. № 11 (номер посвящен теме Эроса в русской классике); Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М., 2003; Маркузе Ю. Половой вопрос и христианство. М., 1909; Мацковский М. С., Золотова Т.В. Закон весов или об эмоциональном и рациональном в семейной жизни. М., 1980; Мебиус П. Пол и неучтивость. Критический разбор книги «Пол и характер» Отто Вейнингера. М., 1909; Менегетти А. Женщина третьего тысячелетия. М., 2002; Мерло–Понти М. Тело как сексуальная сущность, 1945 // Апокриф. М., Б/г. № 3. С. 59–63; Мид М. Мужское и женское: Исследование полового вопроса в меняющемся мире. М., 2004; Милль Дж. С. О подчинении женщины. СПб., 1996; Михайлов П. П. Роль и значение первобытной женщины. СПб., 1897; Московчук Л. С. Мужское и женское в традиционной и современной культурах. Автореферат <…> канд. филос. наук. СПб., 2006; Мужские ответы на женский вопрос в России: В 2 т. Тверь, 2005; Мужское и женское в культуре / Сост. Н. Х. Орлова. СПб., 22005; Недзвецкий В. А. И. А. Гончаров и русская философия любви // Русская литература. СПб., 1993. № 1. С. 48–61; Орлова Н. Х. Антропология пола и брака в христианстве. СПб., 2006; Петров С.О. «Женский фактор» и тотальная наука // Ступени. СПб., 1992. № 3 (6). С. 5–16; Репина Л. П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия. М., 2002; Русский Эрос, или Философия любви в России. Антология. М., 1991; Розанов В. В. Семейный вопрос в России. Т.1-2. СПб., 1903; Рябов О. В. Женщина и женственность в философии Серебряного века. Иваново, 1997; Смирнов С. И. Бабы богомерзкие // Сб. статей, посвященный В. О. Ключевскому. М., 1909. С. 217 - 243; Страхов Н. Женский вопрос. СПб., 1871; Толстой Л.Н. 1) Половая похоть. М., 1911; 2) Правда о женщинах. Киев, 1911; Феминизм и российская культура. Сб. СПб., 1995; Фридан Б. Загадка женственности. М., 1993; Фромм Э. Мужчина и женщина. М., 1998; Ходасевич В.Ф. О порнографии // Вл. Ходасевич. Колеблемый треножник: Избранное. М., 1991; Хорни К. Психология женщины. СПб., 1993; Шашков С. С. История русской женщины. СПб., 1879. 2–е изд.; Шелгунов Н. В. 1) Женское безделье // Н. В. Шелгунов. Соч. СПб., 1904. Т. 2; 2) Чего не знают женщины. Там же. СПб., 1904. Т. 1; Эрос. Россия. Серебряный век. Антология. М., 1992; Эрос, сын Афродиты. Сб. М., 1991; Эстес К. П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. Киев, 2002; Этнические стереотипы мужского и женского поведения / ред. А.К. Байбурин, И.С. Кон. Л., 1991; Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994; Сarey C. Les problems erotiques russes. The Hague; Paris, 1971.

 

 


Теги: 
Дисциплина:  Философия / Культурология
Авторы:  Исупов К. Г.