|
Культурология Универсалии авторитетАВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas – влияние, власть) – лицо, организация или письменный источник, пользующиеся всеобщим признанием и уважением на основании присущих или приписываемых им достоинств, а равно закрепившаяся за таковыми как за носителями значимость и весомость. В зависимости от сферы действия различаются А.. общественный, политический, религиозный, философский, научный, моральный, художественный и т. п. Существует две крайние формы отношения к А.: 1) гипертрофирование А., которое ведет путем его догматизации к слепому поклонению, и 2) отказ от всех и всяческих А., характерный для революционизирующего сознания и чреватый девальвацией накопленных культурных ценностей. Первоначально понятие А. сформировалось в рамках римского права, откуда – стараниями Тертуллиана – было перенято латинской патристикой. Согласно христианским представлениям, авторитетность Библии зиждется на абсолютном А. Творца как автора мира. Августин настаивал на необходимости руководствоваться А. в сфере познания, потому что тот выступает обязательным условием в деле освоения земной мудрости (разум), но главным образом потому, что это надежный ориентир на пути к мудрости небесной (вера). В Средние века помимо книг Священного Писания непререкаемым А. наделялись тексты Отцов Церкви, с которыми должно было сверяться как с содержащими истину, а также жития святых – как представляющие собой пример для подражания. Бесспорным А. обладает и сама традиция, поскольку создается коллективными усилиями многих поколений, с которыми не под силу соперничать индивидуальному разуму. Однако в период Ренессанса на волне возвышения человеческой личности борьба с церковными А. становится одним из признаков зарождения новой мыслительной парадигмы – субъективности. По прошествии нескольких столетий А. самого разума постепенно начинает вырождаться в авторитарность, а его способность вести за собой других оборачивается все более откровенной принудительностью. В ХХ в. это дало повод представителям Франкфуртской школы обрушиться с критикой на современную эпоху, констатировав крайнюю степень извращения исходных форм процесса рационализации, или «просвещения», вследствие многовекового педалирования лишь одной – инструментальной – стороны разума в ущерб остальным его функциям. В русле этой критики Теодор Адорно, пытаясь выяснить предпосылки массового распространения фашизма в Германии, еще в начале 1940-х гг. предпринял исследование феномена «авторитарной личности», под которой понимал человека конформистского типа, отказывающегося думать самостоятельно и исповедующего А. силы. В противовес интенциям франкфуртцев мыслить А. как явление негативно окрашенное Г.-Г. Гадамер вступился за это понятие, незаслуженно скомпрометированное, по его мнению, именно веком Разума – эпохой Просвещения, которая, забыв простую истину, что любой А. был в свое время сначала завоеван разумностью чьих-то идей и поступков, а затем удостоверен рассудком многих других, повинна в своеобразном культе, сложившемся вокруг рациональности. Большим признанием в социологических науках пользуется разработанная Максом Вебером типология А., в соответствии с которой основаниями принятия А. в форме законной власти могут быть 1) рациональные соображения, 2) традиция или 3) харизма конкретной личности. Лит.: Аверинцев С. С. Авторство и авторитет // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С. 105–125; Russell B. Authority and the Individual. The Reith Lectures for 1948/49. London, 1949; Arendt H. What Was Authority? // Nomos I: Authority. Cambridge, MA, 1958. P. 81–112; Bourricaud F. Esquisse d’une théorie de l’autorité. Paris, 1961; Eschenburg Th. Über Autorität. Bedeutungswandel, Grenzen und Macht des Begriffes Autorität. Frankfurt a. M., 1965; Der autoritäre Charakter: Studien über Autorität und Vorurtei (1). 3. Tsd. Amsterdam, 1968; Docherty Th. On modern authority: the theory and condition of writing, 1500 to the present day. Brighton, Sussex, 1987; Derrida J. Force de loi : le „Fondement mystique de l’autorité“. Paris, 1994; Les Autorités: Dynamiques et mutations d’une figure de référence à l’Antiquité. Grenoble, 2007; Pechmann A. Autonomie und Autorität: Studien zur Genese des europäischen Denkens. Freiburg, München, 2008; Becker J. Mündliche und schriftliche Autorität im frühen Christentum. Tübingen, 2012; Texte und Autoritäten: Autorität der Texte. Basel, 2012. Теги: политика и государство Дисциплина: Философия / Культурология Авторы: Коваль О. А. |