КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Универсалии

апперцепция

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad – к и perceptio – восприятие; от новолат. adpercipere – дополнить восприятие) – осознание как отличительная черта человеческой психики, фундирующая деятельность мышления, воображения и воли. В качестве термина понятие «А.» впервые было использовано Лейбницем с целью атрибутировать достижение бессознательными восприятиями ступени осознанности. Согласно Лейбницу, только высшие монады (монады-духи или разумные души) обладают А., монады же более низких уровней, стремящиеся – в соответствии с заложенным в них внутренним принципом – стать сознанием-А., характеризуются наличием перцепций и малых перцепций. У Иммануила Канта А. приобретает значение самосознания в статусе гносеологического субъекта. Будучи изначальным единством сознания и потому оставаясь непознаваемой, она выражается в том, что любое представление независимо от содержания обязательно подразумевает «Я мыслю», т. е. с необходимостью включает в себя момент осознания его как «моего» представления. Такую А., обеспечивающую единство самого познающего субъекта, Кант называет трансцендентальной и отличает от эмпирической, понимаемой как единство опыта этого субъекта. Если трансцендентальная А. есть восприятие себя сознанием в качестве субъекта, то эмпирическая А. – это Я, каким оно себя знает, каким оно является сознанию в качестве объекта. Поскольку любое знание, по Канту, возникает в результате синтеза чувственности и рассудка, то роль трансцендентальной А. оказывается определяющей и в плане производства знания, и в плане его истинности: устанавливая связь между предметом сознания и сознанием предмета, она выступает условием возможности знания, а как сверхиндивидуальная форма сознания – гарантирует всеобщность и необходимость научных положений. Сегодня концепт А. почти не встречается в философском контексте, но благодаря так называемой апперцепционной психологии В. Вундта, у которого А. отвечает за общую регуляцию поведения, он получил широкое поле применения в психологических исследованиях, послужив прообразом таких понятий, как гештальт, установка и проч. В широком смысле А. означает зависимость того или иного конкретного восприятия от предшествующего сознательного опыта индивида.

Лит.: Вундт В. Очерки психологии. М., 1912; Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения в 6 томах. Т. 3. М., 1964; Лейбниц Г. В.: 1) Монадология // Лейбниц Г. В. Сочинения в 4 томах. Т. 1. М., 1982. С. 413–429; 2) Новые опыты о человеческом разуме // Лейбниц Г. В. Сочинения в 4 томах. Т. 2. М., 1983; Абдильдин Ж. М. Кантовское учение о первоначальном единстве апперцепции и проблема активности субъекта познания // «Критика чистого разума» Канта и современность. Рига, 1984. С. 2733; Schack H. Die transzendentale Apperzeption bei Kant als formales und reales Grundprinzip. Königsberg, 1919; López-Fernandez A. Der Gegenstand der Vorstellungen und die transzendentale Apperzeption // Kant-Studien. 1990. 81. S. 265279; Serck-Hanssen C. Kants Theory of Apperception. San Diego, 1996; Bondeli M. Apperzeption und Erfahrung: Kants transzendentale Deduktion im Spannungsfeld der frühen Rezeption und Kritik. Basel, 2006.

 


Теги: 
Дисциплина:  Философия / Культурология
Авторы: 
Коваль О. А.