КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Универсалии

благо (в античности)

INTERNATIONAL SOCIETY FOR NEOPLATONIC STUDIES

БЛАГО — то, ради чего существует как конкретное нечто, так и вообще все сущее. Одновременно оно — то, благодаря чему все существует, ибо оно дарует возможность быть. Благим со времен Гомера считается наилучшим, превосходнейшим, славным. Отождествление Начала с благом в философии происходит в сократических школах. Характерно оно и для ряда диалогов Платона («Филеб», «Государство», «Тимей»).

Первоначально, однако, благо понималось, очевидно, как нечто имеющее прагматическую ценность и выраженность. Как видно из сочинений Ксенофонта, Сократ считал, что благая жизнь имеет ряд определенных прагматических целей-благ, через которые и выражается Благо вообще.

Платон, ставя существеннейшей задачей философии создание парадигмы благой жизни, постепенно приходит к пониманию Блага как образца для всего благого. При этом данный образец оказывается условием наличного бытия всего вообще, а также его познания. В «Государст­ве» Платон сравнивает его с Солнцем, позволяющим всему быть, но не рядоположному тому, что освещается его лучами. Все стремится к благу, даже если при этом за благо понимается пища, предметы вожделения, даже если итогом такого стремления является зло. В последнем случае речь идет об ошибке, о незнании (ведь, как убежден Платон, «добродетель есть знание»), но не об отрицании изначального тезиса. А потому Благо — основание к бытию всего, что в неоплатонизме будет понято как исток бытия.

Возникает вопрос о познании Блага. Платон утверждает, что оно не постигаемо в одной идее (хотя в «Государстве» и идет речь об идее блага). В «Филебе» говорится, что уловить благо можно тремя идеями: красотой, соразмерностью и истиной. В «Государстве» утверждается, что Благо превыше сущностей, то есть дается апофатическая формулировка его природы. Таким образом основание к бытию превосходит бытие.

Подобное апофатическое описание Блага Платоном позволило его преемникам объединить это понятие с понятием единого и рассматривать их как два имени одной и то же природы, творящей вневременным образом все сущее. Плотин утверждал, что Благо и Единое даже не два, а одно имя, лишь нашей слабой познавательной способности кажущиеся двумя. С другой стороны для Прокла Благо означает собственно творческую силу Начала (Таинственного), в то время, как Единое — принцип единства всего сущего. Совпадая по сути, они разделяются в нашем познавательном суждении.

По сравнению с Благом все остальное является лишь образами блага («благовидным»), причем интенсивность действенности Блага уменьшается при все большем удалении от Начала. Оно присутствует повсюду, однако телесное и низшее материальное бытие воспринимает его ограниченным образом — настолько, насколько способна вместить свет Блага.


Теги:  античность, античная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Светлов Р. В.