|
Универсалии умопостижениеУМОПОСТИЖЕНИЕ — определяется в платонизме прежде всего через отрицание чувственного постижения как носителя истины. Постижение умом — это постижение бестелесным образом бестелесного же. Для него необходимо освобождение от вожделений тела; поэтому знание, по платоникам, доступно лишь при нравственном образе жизни, благодаря которому мы не станем принимать телесное за подлинную цель бытия. У Платона умопостижение тематизируется через понятия рассудка и диалектики (беспредпосылочного мышления — см. «Государство»). Благодаря последним становится видно, что инструментарий любого рода познания берется не из чувственной данности. Это — эйдетическое бытие; по отношению к чувственному оно является своеобразной системой «мер и весов», используемой мнением. По отношению же к сверхчувственному оно — предмет мышления. Неоплатоники понимали умопостижение как третий момент эманационной триады пребывание-выхождение-возвращение. В этом аспекте итогом умопостижения является знание, фиксирующее различие между постигающим разумом и постигаемым. Далее, результатом умопостижения является многообразное знание эйдетического, где различие превалирует над тождеством. Ум стремится к единству знания, однако знание Единого дано ему как знание многого (эйдетического бытия). Поэтому знание и умопостижение как его энергия вторичны по отношению к бытийному и жизненному опыту. Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Светлов Р. В. |