|
Универсалии целое и частиЦЕЛОЕ и ЧАСТИ — первичные определения бытия (см. «Софист», «Парменид»). Здесь нужно иметь в виду, что целое понималось платониками не как простая сумма частей. Особенно это видно в философии неоплатоников. Они рассуждали о целом, не избегая того множества апорий, которые породила в античной интеллектуальной культуре диалектика части и целого (вспомним хотя бы «Просяное зерно», «Куча», «Лысый»). Однако согласно Проклу и Дамаскию чтобы целое было собой, оно должно, во-первых, превосходить множество своих частей. Во-вторых, оно должно присутствовать в частях как оно само, во всей своей полноте («гомеомерно»). В-третьих, части должны быть и отрицанием целого, его не существованием, то есть в каком-то смысле оно должно выступать для них как внешняя сила. В таком случае апории оказываются незаконным перенесением определений целого и части с одного их смыслового уровня на другой. Целое в первичном смысле и является сущностью\бытием неоплатоников. Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Светлов Р. В. |