|
Универсалии трансцендентноеТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ (от лат transcendens — переступать) — термин, посредством к-рого во мн. филос. и религ. учениях обозначается реальность, принципиально запредельная бытию (миру, человеку) или познанию. В отнологич. смысле категория Т. используется преим. в религ. доктринах, обозначая кардинальную потусторонность Абсолюта по отн. к конечному видимому (либо сотворенному) миру в противоположность его пониманию как имманентного конечному бытию (см. Пантеизм). Первая позиция исторически связана с монотеистич. религиозностью, в то время как т. зр. «имманентности» — с языческой. Видение Бога как «жестко» Т. миру характерно в первую очередь для иудаизма, а также для ислама. Христианство с важнейшей для него идеей воплощения Бога-Слова формулирует (гл. обр. в православ. богословии) понимание Бога как трансцендентно-имманентного тварному бытию. Это состояние Бога и мира достигается через Христа, чудесно соединившего чел. и божеств., смертную и бессмертную, конечную и бесконечную природы. В гносеологич. аспекте, т.е. в смысле запредельности предмета познания (не обязательно Абсолюта) познающему разуму или чувству, идея Т. разрабатывалась преим. в философии. Понятие Т. сформулировано в средние века в схоластике. Оно указывает на особый, не родо-видовой, характер бытия универсалий в противоположность имманентным миру категориям. Дунс Скот, относивший «сущее» к Т. понятиям, показывает, что оно возвышается над противоположностью мира и Бога, но не объединяет их. Само Т. непостигаемо, осмысляется лишь причастность к нему. Т. понятия разделяют на единственные (единое, благое, истинное) и разделенные (актуальное, потенциальное, случайное, необходимое). В философии канта понятие Т. относится к такому применению идей разума (душа, мир, Бог), с необходимостью выходящих за пределы опыта, к-рое полагает их объективными, т.е. предметами познания. Т. суждения создают видимость того, что трансцендентальные идеи обозначают реальность, подобную эмпирической и поддающуюся науч. объяснению. (Напр., «Душа есть простая субстанция», «Мир — бесконечен в пространстве и времени»). Т. применение идей разума противоположно имманентному применению понятий рассудка к миру явлений (см. Агностицизм). В феноменологии Гуссерля Т. — интенциональный объект, к-рый, хотя и конституируется в актах сознания, тем не менее не является имманентным ему. Для рус. религ. философии в целом характерно стремление к целостной (онтологич. и гносеологич.) интерпретации и использованию понятий Т. (см. Сущее). Теги: философия Нового времени Дисциплина: Философия Авторы: Степанов С. |