|
Философия Персоналии СерлСЁРЛ ДЖОН (р. 1932) – американский аналитический философ, крупнейший представитель натуралистической теории сознания. Профессор университета Беркли. Интересы С. лежат в области эпистемологии, философии языка, философии сознания и социальной философии. Главные труды: «Интенциональность», «Умы, мозги и наука», «Открывая сознание заново», «Конструкция социальной реальности». В настоящий момент С. является самым крупным аналитическим философом, идеи которого становятся все более популярными в России, чему способствовали и два визита мыслителя в Москву и С-Петербург (2012, 2013). Ранний С. выступает сторонником материализма и функционализма относительно сознания. Он считает, что все ментальные процессы совершаются в мозгу. Он также поддерживает идею А. Тьюринга о возможности создания искусственного интеллекта. В известной статье «Умы, мозги и программы» С. заявляет о полной неотличимости человеческого и искусственного интеллекта при условии одинаковых результатов их действий. Подобная точка зрения была названа С. «функционализмом». Однако в поздний период творчества С. отказался от своих прежний воззрений. Оставшись материалистом, С. подверг критике теорию искусственного интеллекта за отсутствие у компьютера собственной интенциональности. Компьютер не осознает своих действий и не способен автономно «поменять программу». В этом связи, С. учит о неотъемлемой интенциональности человеческого сознания (не допуская однако учения о чистых сущностях, как у Гуссерля). Главное свойство интенциональности – это «аспектуальность» - т.е. способность выбора приоритетной альтернативы. С. учит о том, что материальные процессы выступают только «фоном» (или основой) для концептуальных схем, которые он метафорически понимает как «сети». Фоновые способности не являются интенциональными; любая «сеть» зависит от них. В последние годы» С. критикует философию сознания за схоластичность и упрощенность в постановке проблем соотношения сознания и тела. В области философии языка С. создал теорию речевых актов (на основе идей Дж. Остина). Он полагает, что все высказывания влекут за собой действия или намерения совершить их. Лингвистические конструкции, по С., требуют обязательного самосознания говорящего субъекта. Он выводит известный «Аргумент китайской комнаты». Англичанин попадает в комнату, стены которой расписаны китайскими иероглифами. На столе лежит руководство, как читать и переводить эти надписи. С. доказывает, что англичанин лишь имитирует китайца, но на самом деле не знает китайского языка, поскольку не умеет мыслить по-китайски. Выводом из аргумента С. является требование «внутреннего интенционального ряда», сопровождающего произнесение фразы на определенном языке. Характерно, что С. признает необходимость принимать в учет не только индивидуальные, но и социальные особенности языка. С. утверждает невозможность отделить личность от общества и понимает социальные процессы с лингвистической и эволюционной точек зрения. С. также известен своим печатным выступлением против Ж. Деррида в защиту памяти Дж. Остина. С. обвинил французского классика в недопустимо вольном комментировании Остина; это стало символическим событием, неприятием постмодернистских методов в аналитической философии. Соч.: Открывая сознание заново. М., 2002; Рациональность в действии. М., 2004; Серл Дж. Что такое речевой акт // Философия языка. М., 2004; Природа интенциональных состояний // Философия, логика, язык. М., 1987; Метафора // Теория метафоры. М., 1990; Speech Acts: An Essay in the Philosophy of Language. Cambridge, 1969; Intentionality. Cambridge, 1983; Minds, Brains and Science. Cambridge (Mass.), 1984; The Construction of Social Reality. New York, 1995. Лит.: Никоненко С.В. Аналитическая философия: основные концепции. СПб., 2007; Левин С. М. Сёрл в Москве: фрагменты события // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2011. № 2. Т. 2. Философия; Блохина Н.А. Метафизика в аналитической философии: очерки истории. Рязань, 2011; Fotion N. John Searle. Princeton, 2000; Bennett M., Dennett D., Hacker P.M.S. J. Searle, Neuroscience and Philosophy: Brain, Mind and Language. Washington, 2007. Никоненко С.В. Теги: современная философия, англоязычная философия Дисциплина: Философия Авторы: Никоненко С. В. |