|
Философия Особенное О. – важнейшая категория разумного мышления, выполняющая «посредническую» функцию связи единичного и всеобщего. В структуре сущего «индивид–вид-род» особому соответствует вид. С одной стороны, единичное как бы «несет» на или в себе качества, свойства и характеристики, которые могут быть присущи отнюдь не только индивидам данного рода (красное яблоко, но красными могут быть многие предметы). С другой стороны, если особенное относится к самой родовой сущности, оно выступает развитием всеобщего, видом данного рода. Сфера особенного самая содержательно насыщенная, без специфики и спецификации единичное и всеобщее бедны по содержанию, выступая абстрактно-единичным и абстрактно-общим. Но именно в силу богатства и специфичности особенное сложно поддается классификации. Наша задача – выработать единые принципы внутренней дифференциации таких сфер духовной деятельности человека как культура, религия и философия. В ее решении мы опирались опять-таки на достаточно устоявшиеся подходы, разработанные в классической философии. Мы предлагаем традиционную матрицу первичной дифференциации особенного, восходящей к таким трансценденталиям как пространство, время и идея (внутренняя структура, «эйдос», закон, сущность). Все феномены культуры, религии и философии могут быть проанализированы и классифицированы по принципам 1) их внутреннего строения; 2)исторического развития; 3) географической локализации. 1. Главное – сущность. Генетический принцип определяет внутреннее строение любого феномена. Нет религии и культуры в чистом виде (в смысле платоновской идеи) без конкретных воплощений – событий, субъектов, произведений. В этом смысле эйдосы культуры, религии и философии суть их внутренняя форма – морфе (по Аристотелю). Поэтому мы ведем речь о морфологии культуры, религии и философии. Морфологический анализ призван выявить внутреннюю логику развития как на уровне рода (культура и религия), так и на уровнях видовых спецификаций (национальные культуры; мировые; локальные и региональные религии). Внутренняя форма – «идеальный тип» (по М.Веберу), который в конкретных воплощениях всегда проявляется в неполном и специфицированном виде. Тем не менее, внутренняя логика воспроизводит подобные структуры в разных исторических и географических обстоятельствах. 2. Содержательные изменения в культуре, религии и философии происходят в историческом времени. Историческое развитие предполагает производство качественно нового содержания при относительной стабильности внутреннего строения (культуры не существует без государства и права, искусства и экономики, но содержательное наполнение этих и других видов человеческой деятельности меняется от эпохи к эпохе). 3. Люди, созидая культуру в историческом времени и будучи включенными в некую религиозную традицию, развертывают вокруг себя особое пространство. Культура есть не только деятельность, но и среда обитания, которую мы должны непрестанно поддерживать. Различные регионы этой среды, особенности которых определяются этническими, климатическими, религиозными и другими факторами, составляют цивилизационное пространство. Говорят о культурах Востока и Запада; национальных культурах – английской, германской, русской, англоязычных (американская, австралийская нечто более широкое, чем просто английская). Возможна классификация феноменов культуры, религии и философии по совокупности всех трех критериев – морфологическому, историко-эволюционному, географическому. Такой подход по преимуществу систематичен, но не всегда возможен. Так, национальные культуры представляют собой продукты Нового времени, уже в эпоху постмодерна их индентичности начинают деформироваться и размываться. По каждому из указанных оснований возможна более глубокая дифференциация, которая связана уже с содержательным наполнением деятельности человека. Поэтому особенное в культуре, особенное в религии и особенное в философии подобны по структуре, но различны по содержанию. |