КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Философия
Пространство

Шеллинг в России

Шеллинг в России

Шеллинг в России

 

Шеллинг стал популярным в России с первых десятилетий 19 века вместе со становлением профессиональной философии. Влияние его идей было естественной частью восприятия всей немецкой философии второй половины 18 – начала 19 века, ее принесли немецкие профессора, преподававшие в российских университетах. Первым русским шеллингианцем является Д. Велланский, который лично слушал лекции Шеллинга в 1802-1804 гг., после возвращения из Германии в С.-Петербург (где он преподавал в Медико-хирургической академии) он стал главным пропагандистом его идей в России. В 20-е год систему Шеллинга излагал в своих лекциях в Московском университете М. Павлов. Велланский и Павлов по своей основной специальности были естествоиспытателями (медиками), поэтому их внимание привлекла прежде всего натурфилософия Шеллинга. Интерес к целостной концепции развития Духа в человеческом обществе и истории было характерно для двух других последователей Шеллинга – А. Галича и Н. Надеждина. Систему Шеллинга детально изучали представители «Общества любомудрия» (В. Одоевский, Д. Веневитинов, И. Киреевский, А. Кошелев, С. Швырев и др.), причем здесь его идеи рассматривались во взаимосвязи с идеями Канта и Фихте. С 1831 г. главным центром восприятия идей Шеллинга (в данном случае вместе с идеями Гегеля и Фихте) становится кружок Н.Станкевича, участие в котором принимали А. Герцен, В. Белинский, М. Бакунин, К. Аксаков.

В 40-х годы начинается новый этап освоения наследия Шеллинга: характерное для шеллингианцев в строгом смысле слова (Велланский, Павлов, Галич и Надеждин) буквальное воспроизведение идей немецкого философа сменяется их более свободной интерпретацией и критической переработкой. В эту эпоху и славянофилы и западники в равной степени ориентировались на философию Шеллинга. А. Хомяков и особенно И. Киреевский рассматривали систему Шеллинга как вершину европейской философии и на ее основе пытались начать построение новой русской «позитивной» философии. А. Герцен считал Шеллинга мыслителем, который наиболее полно реализует тенденцию «цельной» философии, преодолевающей дихотомическое разделение духа и материи, человека и Бога (впрочем, иногда он оценивал Шеллинга достаточно критично и отдавал предпочтение системам Фихте и Гегеля).

Во второй половине 19 века влияние идей Шеллинга ослабевает в связи с ростом интереса к философии Шопенгауэра, к позитивизму и марксизму. Тем не менее Шеллинг остается важной фигурой для очень многих мыслителей религиозного направления. В качестве наиболее ценного элемента философии Шеллинга русскими мыслителями рассматривалось сочетание рационального, художественного и религиозного отношения к действительности, стремление органически соединить философию и религию; в этом качестве Шеллинга противопоставляли Гегелю, который подчинял религию философии и признавал господство рационального познания над всеми иными формами отношения к миру. Многие русские мыслители и художники 19 века лично слушали лекции Шеллинга или даже были знакомы с ним (П. Чаадаев, И. Киреевский, Ф. Тютчев и др.). В определенном смысле Шеллинг являлся для русской религиозной философии самым главным западным мыслителем, который в наибольшей степени определил ее главные интенции. Особенно заметно влияние идей Шеллинга в философии Вл.Соловьев, система которого является вершиной развития русской религиозной традиции 19 века, Соловьев строит свою систему всецело на основе и по модели поздней философии Шеллинга. Центральный элемент системы Соловьева, его концепция Всеединства, прямо взята из философии Шеллинга; вместе с ней в философии Соловьева совершенно отчетливо проявляются пантеистическая и гностическая тенденции, весьма характерные и для Шеллинга. Незаконченная работа «Философские начала цельного знания» (важнейшая из ранних работ Соловьева, дающая предварительный набросок всей его системы) является, по сути, последовательным изложением поздней философии Шеллинга. Идеи Шеллинга с очевидностью присутствуют и в «Чтениях о Богочеловечестве», где они сочетаются с идеями Шопенгауэра. К Шеллингу восходит еще один важный концепт Соловьева – представление о Софии, Душе мира как посреднице между Богом и тварным миром.

После Соловьева и под его влиянием философия Всеединства стала главным течением русской мысли в конце 19 – начале 20 века, большинство из представителей этого течения опирались именно на идеи Соловьева и на новейшие формы реализации той же концепции (А. Шопенгауэр, А. Бергсон). Наиболее прямо среди философов начала 20 века идеи Шеллинга использовал С. Булгаков. В его труде «Философия хозяйства» (1912) дана новая интерпретация натурфилософии и софиологии Шеллинга; используя идеи Шеллинга, Булгаков доказывал, что главная задача человечества – это преобразование материальной природы в соответствии с тем божественным планом Творения, который был заложен в Софии.

В советскую эпоху Шеллинг оказывается практически забытым философом; на фоне постоянного интереса к Гегелю как творцу «революционной» диалектики Шеллинг изображался как «реакционный» философ-мистик. Новый подъем интереса к Шеллингу происходит в 90-е годы 20 века в связи с осмыслением истории русской религиозной философии, а также в контексте исследований, посвященных М. Хайдеггеру (который по-новому проинтерпретировал наследие Шеллинга).

 

Литература

 

Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII – первой половины XIX века. М., 2005.

Гайденко П.П. Гностические мотивы в учениях Шеллинга и Вл.Соловьева // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 2. С. 202-208; № 3. С. 220-229.

Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001.

Каменский З. А. Русская философия начала 19 века и Шеллинг. М., 1980.

Каменский З. А. Московский кружок любомудров. М., 1980.

Каменский З. А. Н. И. Надеждин: Очерк философских и эстетических взглядов (1828-1836). М.,1984.

Каменский З.А. А.И.Галич. М., 1995.

Ковалевский М.М. Ранние ревнители философии Шеллинга в России. Чаадаев и [Иван] Киреевский // Русская мысль. 1916. № 12.

Кожев А. Религиозная метафизика Владимира Соловьева // Вопросы философии. 2000. № 3.

Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Шеллинг и Вл.Соловьев. М., 2000.

Липич Т.И. Русское романтическое шеллингианство первой половины XIX в. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 8. С. 134-137.

Мюллер Э. И.В.Киреевский и немецкая философия // Вопросы философии. 1993. № 5. С. 114-129.

Резвых П. Ф.В.Й.Шеллинг в диалоге с российскими интеллектуалами // Новое литературное обозрение. 2008. № 91. С. 141-195.

Сахаров В.И. О бытовании шеллингианских идей в русской литературе // Контекст 1977. М., 1978.

Сахаров В.И. Под сенью дружных муз: О русских писателях-романтиках. М. 1984.

Топоров В.Н. Заметки о поэзии Тютчева (еще раз о связях с немецким романтизмом и шеллингианством) // Тютчевский сборник. Таллин, 1990.

Филатова О.В. О русском шеллингианстве (проблема заимствования философской системы) // Идеи и идеалы. 2010. Т. 2. № 4. С. 33-38.

Философия Шеллинга в России / Под редакцией В.Ф. Пустарнакова. СПб., 1998.

Шеллинг: pro et contra / Составление, вступительная статья В.Ф. Пустарнакова. СПб., 2001.

Setchkareff V. Schellings Einfluss in der russischen Literatur der 20er und 30er Jahre des XIX. Jahrhunderts // Veröffentlichungen des Slavischen Instituts an der Friedrich-Wilhelms-Universität Berlin / Hrsg. v. Max Vasmer. Leipzig, 1939.

Schellingin Russland / Hrsg. v. ThomasBach. Marburg, 2005.

 

И.И. Евлампиев


Теги:  русская философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Евлампиев И. И.