|
Философия Категории идея1. В обыд. словоупотреблении единица рац. деятельности сознания, синоним представления, понятия, мысли, абстракции, предположения. В истории философии в подобном значении термин И. употреблялся гл. обр. в традиции материализма. 2. В более строгом смысле И. выделяется из остальных форм разумной деятельности в кач-ве центрополагающего и формирующего смысл начала: гениальная И., но не гениальное представление; И. литературного или музыкального произведения. В таком понимании И. — логич. и смысловое основание ряда мыслей, образов и деяний. 3. В объективном идеализме (платонизме, аристотелизме, неоплатонизме, шеллингианстве, гегелианстве)<#whitespace />И. есть не только нечто этич., эстетич. или гносеологическое, но, в первую очередь, онтологическое. Она — объективно существующая реальность, признаваемая в кач-ве Абсолюта, Истины. И. в таком понимании есть объективно существующая целостность и структурность вещи, процесса или явления, их объективное значение и смысл. Это реальность, к-рая на современном научноориентированном языке называется законом. В указанном кач-ве И. представляют собой особ. мир, “царство чистых сущностей”, своеобразный слой в бытии, являющий собой основание текучего, изменчивого мира единичных вещей. Мир И. отнюдь не есть сознание, сфера, хотя именно это наиб. трудно приемлемо для совр. человека. И. могут быть (но могут и не быть) осознаны. В психич. же деятельности, в деятельности сознания в частности, И. играют роль универсальных структур, формирующих самое характер познавательного процесса. Обращенность же сознания не в сторону вещей, а в направлении своего идеального основания и составляет род познания, называемый философией. В этом плане она есть самопознание, в ней И. — посредством человека “знают” сами себя. В таком качестве философия есть метафизика, т.е. знание о мире, являющемся метамиром по отн. к миру физическому. В истории философии понятие И. развернуто сформулировано Платоном, и до сих пор считается классическим. Идея есть 1) бестелесность, невежественность, ощутить к-рую можно только мыслью; 2) самотождественное по отн. к всегда неравному, нетождественному себе становящемуся миру материи; как всегда равное себе И. есть вечное, т.е. неразрушимое, неуничтожимое; 3) общее по отн. ко мн. единичным проявлениям — И. в вещах как один и тот же день во мн. местах одновременно; 4) структурно-динамич. начало в мире — в отличие от материи как начала хаотически-динамич., т.е. собственно космич. в космосе; логич. выражением указанной особенности И. является ее противоречивость: И. есть отношение единого и иного как единое и иное (тождество тождества и различия в терминах Гегеля). 4. В религиозно-окрашенных формах платонизма и неоплатонизма (гностицизме, патристике ... метафизике всеединства) И., сохраняя статус онтологич. основания мира, утрачивает значение последней, абс., реальности. Она приобретает смысл основания, посредующего отношение Бога и мира. Представляя собой надвременную структурность, космичность бытия, И. сами творятся (во времени или в вечности) напряжением божеств. духа, божеств. воли. Бог, как абс. творческая личность, творит мир, мысля И. (божеств. мышление и творение совпадают), в этом плане “царство чистых сущностей” и составляет содержание ума (памяти) Бога или его “представителей”, напр. — Софии. И. укоренены в энергии божеств. любви, отпадающее и выпадающее из ее объятий уходит в небытие. Философия тем самым понимается как познание замысла Божьего о мире и человеке и получает свое оправдание в кач-ве умной (умственной) любви к Богу. Будучи укорененным в духе, идеальный мир, составляющий идеальность естеств. мира, обладает относительной самостоятельностью. И. как бы живут своей особ. жизнью. Отсюда восходящее к Платону определение Вл. Соловьевым И. как существа. Такое толкование ее оказалось значимым в софиологии и получило своеобразную интерпретацию в концепциях Булгакова и Флоренского. 5. В философии истории и историософии И. — смысловая энергетическая пружина историч. процесса. В философии истории (Гердер, Гегель, Маркс, Данилевский, Шпенглер, Тойнби) И. — самотождественная целостность в психич. складе народа, структура его души, универсальная форма душевности. И. — основания культ.-историч. типов, форм культуры. По Гегелю, И. — субстанциальность в душе народа, являющаяся фактическим субъектом историч. развития. В историософии (Леонтьев, Вл. Соловьев, Бердяев, Федотов) И. есть реальность не психическая, но пневматическая: “... идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности” (Вл. Соловьев). В этом плане она есть начало, формирующее психич. склад народа, но и искажающееся (не исполняемое) в душевной стихии, в потоке истории. Поэтому И. не столько торжествуют в истории, сколько изживаются и гибнут. И. по своей природе мета-исторична, она есть смысловой конец (и начало) истории. Реализуясь в истории, она требует целостного конца опред. историч. эпохи или даже самой истории. Отсюда Бердяевская трактовка “Русской И. “ как эсхатологич. направленности к концу. Лит.: Аристотель. Метафизика. Соч. М., 1976. Т. 1; Бердяев Н. Русская идея. Париж, 1971; Гегель. Наука логики. М., 1970-72. Т. 1-3; Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. Соч. Т. 2. Ленин В. Философские тетради. М., 1978; Платон. Теэтет; Парменид. Соч. М., 1991. Т. 2.<#whitespace />Соловьев Вл. Философские начала цельного знания. Соч. М., 1988. Т.2. Трубецкой С. Учение о логосе и его истории. М., 1994; Франк С. Реальность и человек. Париж, 1956; Шпенглер О. Закат Европы. Пг.-М., 1923. Т. 1.
Теги: Дисциплина: Философия Авторы: Богатырёв Д. К. |