КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Философия
Категории

право естественное

«ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО» — учение о справедливом правовом порядке, предписанном, якобы, самой природой и запечатленном в разуме и

«ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО» — учение о справедливом правовом порядке, предписанном, якобы, самой природой и запечатленном в разуме и здравом смысле в виде очевидных регулятивных идей. Предполагалось, что Е. п. устанавливает систему доверительных, «естественных» для человека обществ. отношений, а не договорных и принудительных.

Учение о Е. п. возникло в глубокой древности и имело мн. форм. Основоположники социологии О. Конт и Г. Спенсер остро критиковали Е. п. за априоризм и антиисторичность. В России в кон. 19 — нач. 20 в. возникла нов. идейная вариация — «возрождение Е. п.» (Л. Петражицкий, б. Кистяковский, П. Новгородцев. В. Гессен, Е. Трубецкой и др.). Теория «возрожденного Е. п.» родилась как протест против позитивизма, сводящего личность целиком к среде, группе, об-ву и их эволюции, как защита автономности личности. Впервые такой протест возник еще в субъективной школе, но он не удовлетворил сторонников Е. п., выступивших за более серьезное филос. обоснование «нового индивидуализма». Возрождение идеи Е. п. в России имело, с т. зр. ее сторонников, двоякий смысл: 1) усиление филос. идеализма, способного прервать «вакханалию» материализма и позитивизма (В. Гессен) и в этом смысле являющегося «предпосылкой социального прогресса» (П. Новгородцев); 2) идеологич. обоснование «трансцендентно-нормативной сущности личности и ее прав» (Б. Кистяковский). На этом осн. реализация требований Е. п. трактавалась как серия реформ действующего права, ограничение произвола, построение «правового гос-ва» с его личными свободами граждан, т. е. как средство буржуазно-либеральной модернизации страны. Марксисты и часть позитивистов выступили против сторонников Е. п., чему способствовали постоянные споры между ними самими относительно собств. программы. Согл. М. Ковалевскому, создание людьми об-ва и образованием личности — есть процесс постоянного взаимодействия, и считать только индивидуальное или социальное начало самодостаточным и безусловно господствующим неверно. Поэтому идеи Е. п. он называл «мнимоприрожденными».

Лит.: Новгородцев П. Историческая школа юристов. М., 1896; Трубецкой Е., Гессен В. Возрождение естественного права. М., 1902; Кареев Н. И. Естественное право и субъективная школа // Рус. богатство. 1902. № 10; Ковалевский М. М. Социология и сравнительная история права // Вестн. Воспитания. 1902. № 2.


Теги:  политика и государство
Дисциплина:  Философия / Культурология
Авторы:  Богатырёв Д. К.