|
Философия Категории просвещениеПРОСВЕЩЕНИЕ (просветительство) — 1. Идеология, осн. на идее знания (наукообразного и рац. типа) как источника спасения (добра, справедливости, братства, свободы) и на убеждении в самоценности (субстанциональности) чел. индивидуума. 2. Эпоха в культурно-историч. развитии Зап. Европы и культурных ареалов, испытавших на себе ее влияние (Россия, Сев. Америка); характеризуется доминированием вышеназванных представлений. 3. Тенденция в духовном развитии человечества, рождающая тип сознания, ценностная структура к-рого определяется идеями знания, свободы и индивидуальности как субстанциальной субъективности. В нек-рых доктринах, относящихся к традиции философии культуры — симптом перерастания культуры в цивилизацию. Выделяют П. английской, французское, немецкое, иногда — американское, а также П. той страны, представитель к-рой проводит анализ. Самым известным является фр. П., его деятели — Вольтер, Монтескье, Руссо — считаются классич. просветителями. Нем. П. (Гердер, Гете, Лессинг) признается более глубоким. Идеи брит. П. — Бэкон (как предтеча), Локк, англ. материалисты — стали значимыми в странах англоязычных. Термин П. впервые был употреблен Дж. Мильтоном в поэме «Потерянный рай» (1667). Амер. П. (Франклин, Джефферсон) наиб. оригинально в гражданско-политич. сфере. В кач-ве непосредственных идейных предшественников европ. просветителей можно рассматривать гуманистов эпохи Ренессанса. В П. как идеологии европ. буржуазии выделяют две тенденции: первая толкует его узко — в плане воздействия на верхушку об-ва (идеал просвещенного государя), вторая требует предания П. деятельности целостного характера. Практическим продолжением П. стали бурж. революции. В духовном плане П., с одн. ст., атомизирует, секуляризирует и рационализирует личную, социальную и религ. жизнь (деизм и атеизм мн. просветителей, деятельность софистов в Греции), уплощая и упрощая ее, с др. — обостряют чувство свободы и ответственности и очищает сознание от иллюзий. Пытаясь секуляризировать сакральное, П. сбрасывает с секулярного облик сакральности. Утраченные иллюзии оказались болезненным явлением для новоевроп. сознания, что вызвало реакцию в форме романтизма. Однако романтик не стал господствующим душевным типом, хотя и был распространенным, так же и романтизм исторически доминировал недолго. Дух П. позже создал себе нов. оболочку в виде разл. доктрин и концепций позитивизма, в к-рый ценностная роль знания резко возросла за счет «падения акций» свободы. Исторический кризис культуры просвещения дал место более широкому и оправданному употреблению термина – как преодоление невежества и косности. В этом смысле понятие религиозного или христианского просвещения (как деятельности, связанной со светом Логоса) вполне оправдано, особенно для духовной дикости постсоветской России. Теги: философия эпохи Просвещения Дисциплина: Философия / Культурология Авторы: Богатырёв Д. К. |