КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Философия
Категории

религия

Религия. Энциклопедия.

 

Религия – совокупность человеческих отношений к Абсолютному, переживаемому и именуемому божеством, богами, Богом. Человеческий фактор, без которого религия, собственно говоря, и не существует, дает основания трактовать ее как феномен или формообразование культуры. Религия действительно возникает и осуществляется внутри цивилизационного пространства, представляя собой даже не форму или феномен, а особое – вертикальное – измерение культурного бытия, поднимающего в силу своей вертикальности культуру от «земли», благодаря установлению, закреплению и поддержанию (конституированию) связей с «Небом» - сверхъестественным и сверхчеловеческим, Иным. Именно отношение к онтологически Иному образует нередуцируемость религии к культуре, цивилизации, социуму. Без него религия превращается в эпифеномен, иллюзию. Созидая культуру, человек имеет дело с природной частью, которой он сам является, другими людьми, самим собой. Одним словом, другими, но не Иным. Попытки объяснить сущность происхождения религии только человеческими факторами приводят в лучшем случае к ее деэссенциализации, а в конечном счете к атеизму, который сам, однако, при более внимательном отношении оказывается разновидностью религиозного сознания. Религия не только устанавливает контакт с инородным миру (природно-естественному и культуро-искусственному) реальностью (Лактаций, Фейербах) вели этимологию от religare - связывать), но и поддерживает, культивируя ее (religio- благочестие, святыня, предмет культа). Цицерон связывал религию с religere – благоговеть, соблюдать. Почитать и благоговеть и трепетать можно лишь перед тем, что ценно, причем в безусловном смысле. Религия является хранителем не просто традиции и ценностей, как это уместно сказать в отношении культуры, а абсолютных ценностей. В указанном аспекте религия формирует аксиологическую конституцию культуры: ценности, функционирующие в культуре относительно самостоятельно, как некая для своего времени, сакрализуясь, наделяются онтологическим статусом. Онтологически и аксиологически Иное и познается не так как однородное и подобное. Религиозная гносеология, не исключая традиционных когнитивных процедур и форм, не состоится без особого опыта встречи со сверхъестественным, поэтому мистика в разной мере присутствует во всех религиозных традициях. В авраамических религиях особое значение приобретает вера – гносеологическое – и аксиологическое. В триединстве своих онтологических, гносеологических и аксеологических измерений. Религия представляет собой метафизику, причем даже в более радикальном смысле, нежели философия, хотя именно философию именуют таковой. Религия – духовно-практическая метафизика и лишь как следствие, причем в развитых культурах, выступает теорией, - теологией.

Сказанное обуславливает структуру религиозной истины. Единичное в религии суть события, люди и продукты их деятельности. Особенное выражается в системе внутренних формооборазований культуры, составляющих в совокупности морфологию этого феномена. Формы осуществления религиозной жизни суть культ (и ритуал), вероучение и благочестие. Поскольку в религии связь с Иным институализируется и социализируется, возникает священство – иерархия. В составе культа и вероучения неотчуждаемую функцию исполняет символ: ведь Иное лишь просвечивает в здешнем мире, никогда не растворяясь в нем без остатка. Предложенная нами концептуальная метафора «культурного древа» позволяет сделать наглядным взаимовлияние религии и культуры, особенно ее верхних этажей – поэзии и музыки, активно задействованным в культе; картины мира, являющейся элементом вероучения; нормативов благочестия и морали. Попытки редуцировать религию к одному из измерений (к морали у Канта) несостоятельны. Религия, как и культура, представляет собой своего рода организм, в котором искусственное причудливо пересекается со сверхъестественным. Единый по сущностным характеристикам, закрепленным в вероучении, благочестии и культе, религиозный комплекс подвергается внутренней дифференциации через разделения и реформы; возникают концессии, деноминации, ереси, секты. Спецификация религий возможна также по географическому (локальные, региональные, мировые) и историческому критериям – естественные (языческие), переходные, метатеистические (откровения) и модифицированные.

Всеобщее содержание религиозного сознания высвечивается разнопланово: архетип в мифе, символ в культе, догмат в вероучении, ценность в благочестии. Эти данные, отнюдь не всегда отрефлектированы, как это имеет место в философии, однако сопровождаются высокой интенсивностью экзистенциального переживания. Отсюда извечный афоризм Паскаля о «Боге ученых и философов и живом Боге Авраама, Исаака и Иакова». На пути рационализации религия превращается в философию, на путях ритуализации – в культурную традицию.

Религиоведение – достаточно молодая наука, изучающая религию с разных позиций (философии, социологии, психологии) в отрыве, как правило, от вопроса о бытии Бога. Исследование религии в контексте «учения о Боге» - задача теологии.

 

 


Теги:  морфология культуры, базовые понятия религиоведения
Дисциплина:  Философия / Культурология / Религиоведение
Авторы:  Богатырёв Д. К.