|
Философия Категории чатурваргаЧАТУРВАРГА (санскр. caturvarga – «четыре разряда», также puruщаrtha) – в индуизме четыре нормативных принципа, соотносимые с четырьмя этапами в жизни человека (ашрама). Первоначально выделялись три принципа (триварга): дхарма, артха и кама, впоследствии к ним был добавлен четвертый – мокша. Дхарма (санскр. «основа») включает в себя соблюдение ритуальных, религиозных и социальных норм и установлений, стремление к знанию. Для каждой социальной группы предписывается своя дхарма, следование которой обеспечивает гармонию в социуме и в универсуме. Детальные предписания дхармы содержаться в текстах, относящихся к жанру дхармашастр. Артха (санскр. «цель, предмет, богатство») подразумевает ведение осмысленной хозяйственной деятельности, направленное на получение выгоды. Особенное значение артха имеет для царя, что отражено в трактате «Артхашастра» Каутильи (I–II вв. н.э.). Кама (санскр. «удовольствие, страсть») – стремление к чувственным удовольствием, прежде всего сексуального характера. Основополагающий текст о достижении камы – «Кама-сутра» Ватсьяяны (III–IV вв. н. э.). Мокша (санскр. «освобождение») – окончательное избавление от перерождений и превратностей бытия, достигаемое с помощью духовной практики. Попытки установления однозначных соответствий между элементами Ч. и 4 варнами древнеиндийского общества или 4 нормативными этапами в жизни человека неубедительны. Как отмечает Ш. Маламуд, брахманам надлежит стремиться к мокше и дхарме, кшатриям – к дхарме, артхе и каме, вайшьям – к артхе, а шудры в соответствующем контексте обычно не упоминались. На этапе ученичества (брахмачарин) надлежит стремиться к дхарме, домохозяин (грихастха) преследует дхарму, артху и каму, лесной отшельник (ванапрастха) стремится к дхарме и мокше, а странствующий аскет (санньясин) – исключительно к мокше. Разграничение пурушартх представляет определенные трудности. Дхарма, артха и кама как мирские цели могут быть противопоставлены мокше как цели сотериологической. В то же время мокша отчасти пресекается с дхармой. Артха понимается как одна из целей и в то же время все цели именуются человеческими артхами пурушартх. Ш. Маламуд предложил обозначать подобные понятийные структуры термином «вращающаяся иерархия». Лит.: Маламуд Ш. Семантика и риторика в иерархии индуистских Целей человека. // Испечь мир. Ритуал и мысль в древней Индии / Пер. с фр. и вступ. ст. В.Г. Лысенко. М., 2005; Сыркин А. Я. К семантизации некоторых понятий в санскрите // Семиотика и восточные языки. М., 1967. C. 146–164; Артхашастра или Наука о политике: Пер. с санскрита В. И. Кальянова. М., 1993; Ватсьяяна Малланага Камасутра. // Пер. и комм. А. Я. Сыркина. СПб, М.: 2000; Законы Ману // Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г. Ф. Ильиным. М., 1992. Е. А. Десницкая Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Десницкая Е. А. |