КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Философия
Категории

правда

ПРАВДА

Характеристика знаний, взглядов, мнений - общественных и личностных. В российском менталитете довольно отчетливо различаются:

1) П. - истина, т.е. соответствие знания реальности (истина -"естина", по П. Флоренскому и

2) П. - справедливость как соответствие идеалу ("заказам человека", "потребности человеческой природы", согл. Н. Михайловсклму). Причем первый смысл - соответствие знания предмету, т.а. то, что мож­но охарактеризовать как достоверность (правильность), часто пол­ностью покрывает понимание Истины,<#whitespace />элиминируя ее<#whitespace />видение как Абсолюта - онтологической либо религ. основы мира (Н. Бердяев, "Филос. истина и интеллигентская правда"). В той традиции отечеств. духовного опыта, к-рая в ХIХ – ХХ вв. оформилась как революционно-демократическая, доминирующим моментом в осмыслении феноме­на П. является второй (т.н. нравств. максимализм). Напряженное и самоуглубленное правдоискательство приводило к полному<#whitespace />оттеснению Истины в онтологич. и религ. ее понимании, неприятию ее,<#whitespace />выдаванию желаемого за действительное и наоборот, определяло<#whitespace />сочетание утопизма с прагматизмом, особенно заметное в прак­тике революционного<#whitespace />действия, в частности - большевизма. Так, опред. синтез обедненного первого смысла П. со вторым символизи­рован именем центр, печатного органа коммунистич. партии.

Лит.: Вехи.<#whitespace />Из глубины. М., 1991.

 


Теги:  феноменология религии
Дисциплина:  Философия / Культурология / Религиоведение
Авторы: 
Исупов К. Г.