КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Философия
Категории

гуны

ГУНА (санскр

ГУНА (санскр. guхa – «качество», «нить», «прядь», «веревка», «канат») – категория индийской философии, получившая различные статусы в философских картинах мира разных даршан: атрибута субстанции (в джайнизме, вайшешике, ньяе), энергии или силы (в санкхье и йоге). В системах вайшешика и ньяя Г. обозначает зависимый от субстанции (дравья), уровень бытия. С субстанцией качества связывает отношение присущности (самавая). Всего в вайшешике и ньяе рассматриваются 24 качества, среди которых, помимо привычных нам цвета, вкуса, запаха, тяжести, и др., названы число, раздельность, удовольствие, страдание, желание, отвращение, воля, добродетель, порок, звук, санскара. Материальные субстанции имеют атомарную структуру, и носителями соответствующих качеств являются атомы. Различают общие многим субстанциям качества и особые качества (вишеша-гуна), обусловливающие отличие субстанции от других. Например, вода обладает белым цветом, сладким вкусом, вязкостью; в форме льда или снега она прохладна. Вишеша-гуна воды – сладкий вкус.

В «Санкхья-карике» Ишваракришны Г. толкуются как некие формы, идеи качеств вообще, которые сплетены в материальной субстанции (пракрити, прадхана) воедино, наподобие веревок в канате и которые конкретизируются в чувственно воспринимаемых качествах вещей и человеческих поступках; Г. непосредственно восприняты быть не могут. Их три: саттва, раджас и тамас.<#whitespace />Саттва<#whitespace />– положительная энергия, создающая добро и счастье. Раджас<#whitespace />– отрицательная энергия, источник всякого действия, порождает боль и несчастье. Тамас<#whitespace />– нейтральная энергия, связана с омрачением; она сдерживает действие, обусловливает инертность, пассивность, безразличие, равнодушие, лень, страх, униженность, расслабленность, небрежность. Пока три гуны находятся в равновесии, с пракрити ничего не происходит. Когда равновесие гун разрушено духовной субстанцией (пурушей), пракрити начинает трансформироваться, проявляться и творить мир.

Отсутствие у джайнов и буддистов интереса к чувственной реальности обусловил отсутствие у них специальных классификаций чувственных качеств, но в буддийском учении о дхармах (одно из значений санскр. термина dharma – «качество») мы находим классификацию качеств внешней и внутренней, психической, реальности вместе с их носителями – простейшими элементами сознания.

Н. А. Канаева


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Философия / Культурология / Религиоведение
Авторы:  Канаева Н. А.