КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Философия
Категории

генезис

Генезис – (греч

Генезис – (греч. – возникновение, зарождение) – филос.термин античности, обозначающий процесс возникновения, изменения и развития материального мира. Уже при первом его употреблении Гомером ("Илиада", Х1У, 201, 246) он обозначал нечто большее, нежели просто биологич.процесс, и был связан с некими активными смысловыми структурами развития. В дальнейшем это слово использовалось в осн.как обобщающее происходящие в чувств.мире процессы возникновения и разрушения материальных тел, как правило, не соотнесенные ни с какой целевой обусловленностью, т.е. ему придавался смысл "становление". В подобном значении оно встречается уже у Ксенофана (фр.29, 30) и Гераклита (фр.3, 36). Досократики придавали особ.значение проблмам Г., причем рассматривали его и как абс.становление ("простое возникновение" – Аристотель "О возникновении и уничтожении", 314а9), и как относительное, т.е. превращение одних тел в другие. Так, для Анаксимандра Г. – это процесс разделения апейрона, ведущий к возникновению отд.тел. Парменид же , по существу, не признавал Г. (фр.8) в связи со своим отрицанием взаимных переходов между бытием и небытием и небытия вообще. Эмпедокл и Анаксагор говорили только об относительном Г., отрицая абсолютный, и понимали под ним смешение и расторжение начал. Аналогичных возражений придерживались и атомисты, хотя и в более простой форме (Г. – это соединение и разъединение атомов). Для Платона проблема Г. оказалась стоящей на втором плане в силу своей неподвластности прочному знанию и познаваемости лишь во мнении(см."Федон", 96 а и далее). Чувств.мир признается им вовсе не существующим,но становящимся ("Тимей", 27 - 28а). Нек=рое внимание он уделяет т.н. докосмическому Г., рассматривая материю как Кормилицу и Восприемницу всякого рождения ("Тимей", 49а и далее). Аристотель определял Г. как "переход к противоположности" ("Физика", 190а-192а, "О возникновении и уничтожении", 324а, 328в-331а), показывая, что соединение и разъединение начал не исчерпывают собой сущности абс. и полного становления, т.к. в последнем случае речь идет не о разл.сочетаниях частей, а об изменении целого ("О возникновении и уничтожении", 317 а). Эпикурейская философия, по существу, не сформулировала ничего собственного, отличного от атомистич.представления о Г., но стоическая близка к концепции Аристотеля, хотя и более традиционно ставит во главу угла первичные тела – стихии.

 


Теги: 
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Карпунин В. А.