|
Философия Категории абсурдАБСУРД (от лат. absurdus – неблагозвучный, бессмысленный) – представление о мире или обозначение субъективной позиции, согласно которой человеческая жизнь и мироустройство в целом лишены порядка, смысла, ценности. В древнегреческой мысли А. использовался как синоним хаоса, а в риторической практике reductio ad absurdum (лат. «доведение до А.») предполагало логический прием, разоблачающий несостоятельность той или иной аргументации путем демонстрации ее внутренней противоречивости. Тертуллиан своей знаменитой максимой «Credo quia absurdum est» (лат. «Верую, ибо абсурдно»), не противореча античной культурной традиции понимания А., в корне меняет его значение, придавая ему позитивный статус сверхрационального, а не противоразумного. В качестве устойчивого термина А. вошел в философский лексикон благодаря Сёрену Кьеркегору, видевшему в нем движущий мотив и отличительный признак истинной веры. Французский экзистенциализм (Ж. П. Сартр, А. Камю) в своей рефлексии А расширил это понятие до универсальной характеристики человеческих отношений с миром, который, будучи изначально иррациональным и враждебным человеку, бросает ему вызов своей самодостаточностью и непроницаемостью. Философское осмысление феномена А. в ХХ в. вызвало аналогичные явления в литературе, театре, живописи, кинематографе. Лит.: Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990; Делёз Ж. Логика смысла. М., 1995; Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. О миросозерцании Серена Киркегора // Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века. М., 1997. С. 11–207; Эсслин М. Театр абсурда. СПб., 2010; Гиренок Ф. Абсурд и речь: антропология воображаемого. М., 2012; Delye Huguette. Samuel Beckett ou la philosophie de l'absurde. Aix-en-Provence, 1960; Dier Oliver. Die Lehre des Absurden. Eine Untersuchung der Philosophie Nietzsches am Leitfaden des Absurden. Würzburg, 1998. Теги: экзистенциалы, философия Нового времени Дисциплина: Философия / Культурология Авторы: Коваль О. А. |