|
Философия Категории безобразноеБЕЗОБРАЗНОЕ – антитетически связанная с понятием прекрасного эстетическая категория, которая указывает на недостаток бытийной определенности (отсутствие образа) и характеризует феномены, вызывающее в силу их внешней или внутренней рассогласованности смешанные либо отрицательные чувства. Специфика Б. состоит в несоответствии того, что есть, тому, что должно быть, но подобное несоответствие имеет онтологическую укорененность, поскольку идеал не может обрести адекватного способа выражения. Именно эта сторона Б. нашла применение в христианской традиции апофатического богословия, где обыгрывалась плохая или скромная наружность, служащая зримой оболочкой непостижимому в своем богатстве божественному содержанию. Так, через акцентирование Б. диалектически утверждалось достоинство прекрасного. Правда, сам этический контекст, в котором Б. и прекрасное взаимодополняют и оттеняют друг друга, был задан еще греческой античностью, которая приравнивала Б. к злу, эквивалентному ничто, а прекрасное – к благу, эквивалентному бытию. Другой системой координат, задействующей понятие Б., стало искусство в его противопоставлении действительности. Аристотель, который определяет Б. в реальной жизни как отталкивающее и неприятное по причине его аморфности и неупорядоченности, резко контрастирующей с изначальной гармонией космоса, тем не менее признает в «Поэтике» художественную ценность Б., способного доставлять удовольствие своей миметической презентацией благодаря искусству, придающему ему форму. А присутствие Б. в комедии и драме и вовсе выполняет дидактическую функцию: в первом случае с его помощью высмеиваются существующие пороки, во втором – предотвращаются возможные трагические последствия. Эпоха Возрождения со свойственным ей возвеличиванием физической красоты человека и мира оттеснила Б. на задний план. С другой стороны, многие ренессансные и особенно постренессансные художники нередко прибегали к натуралистическому изображению страстей и смерти Христовой, страданий святых мучеников или самоистязаний подвижников. Б. в этих случаях призвано было символически передать стойкость и силу человеческого духа. Английский мыслитель Эдмунд Бёрк впервые соотнес Б. не с идеей прекрасного, а с чувством возвышенного, которое охватывает человека при встрече с силами, внушающими ему ужас и страх, например, при столкновении с разбушевавшейся природой. Влияние Бёрка сказалось на эстетических убеждениях Иммануила Канта и Мозеса Мендельсона, что, между тем, не слишком отразилось на общей позиции просветителей, которые хотя и допускали использование Б. в отдельных жанрах искусства, но крайне неохотно и в весьма умеренных количествах. Только романтики, художественная программа которых предполагала легитимировать в творчестве воплощение всех сторон бытия, обратились к Б., увидев в нем незаменимый инструмент представления уродливых явлений действительности. После же провозглашения Ницше «переоценки всех ценностей» и Фрейдова открытия сферы бессознательного апелляция к Б. была воспринята различными течениями модернизма как наиболее подходящий способ демонстрации абсурдности жизни. Всестороннее освещение и оригинальное философское переосмысление феномен Б. получил в концепции Теодора Адорно. Книга «Эстетическая теория» (1970), где понятие Б. прослеживается в его генезисе и развитии, возводит формирование данной категории к закатному периоду архаики с типичным для нее преклонением перед могуществом и своеволием природной стихии, которые на уровне межличностных отношений порождают культ грубой силы. Внедрение в структуру первобытного общества системы запретов на кровавые социальные практики и инициирует появление понятия Б. в качестве своеобразной оценочной характеристики. Интересно, что возникновение противоположной категории, прекрасного, а через нее и всех изящных искусств, трактуется Адорно как ответная негативная реакция на явления Б. в природе и культуре. На протяжении своей истории искусство, по мнению немецкого философа, удерживало баланс прекрасного и Б., находя для этого все новые и новые формы, однако во второй половине ХХ в. из-за налаживания технического производства перевес Б. заметно увеличился, о чем свидетельствуют не только многочисленные образчики низкопробной художественной продукции, но и в целом массовое тиражирование одних и тех же культурных шаблонов. Лит.: Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1979; Адорно Т. Эстетическая теория. М., 2001; Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. СПб., 2003; Крайс Г. Безобразное. Отсутствие этого понятия у Канта как ключ к эстетической теории модерна // Актуальность Канта. СПб., 2005. С. 99–104; История уродства / под редакцией Умберто Эко. М., 2009; Die nicht mehr schönen Künste: Grenzphänomene des Ästhetischen. München, 1968; Gagnebin M. Fascination de la laideur: la main et le temps. Lausanne, 1978; Ribon M. Archipel de la laideur: essai sur l’art et la laideur. Paris, 1995; Kleine S. Ästhetik des Häßlichen. Von Sade bis Pasolini. Stuttgart, 1998; Perniola M. Disgusti: le nuove tendenze estetiche. Genova, 1999; Fick M. Das Böse, das Deformirte, der Ekel. Prolegomena zu einer Phänomenologie des Häßlichen von der Romantik bis zur Gegenwart // Subversive Romantik. Berlin, 2004; Schnell R. Ekel und Emotionsforschung. Mediävistische Überlegungen zur „Aisthetik“ des Häßlichen // Deutsche Vierteljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. 2005. № 3. S. 359–432; Im Schatten des Schönen: die Ästhetik des Hässlichen in historischen Ansätzen und aktuellen Debatten. Bielefeld, 2006; Bayley St. Ugly: the aesthetics of everything. New York, 2013; Brod M. Über die Schönheit häßlicher Bilder: Essays zu Kunst und Ästhetik. Göttingen, 2014.
Теги: морфология культуры Дисциплина: Философия / Культурология Авторы: Коваль О. А. |