|
Философия Категории жизненный мирЖИЗНЕННЫЙ МИР (нем. Lebenswelt) – понятие, которое начинает нести основную смысловую нагрузку в организации феноменологической картины сознания, какой она видится Эдмунду Гуссерлю в поздний период его творчества. Свою значимость понятие Ж. М., прежде используемое философом для обозначения «простого мира опыта», характерного для естественной установки сознания, приобретает ввиду осмысления Гуссерлем причин кризиса естественных наук, который понимается им как один из симптомов более глобального кризиса, грозящего охватить все европейское человечество и связанного с оскудением духовного плана существования индивидов. Большую часть вины за критическое состояние западной цивилизации Гуссерль возлагает на само научное познание, которое, оперируя исключительно идеализированными моделями, утрачивает связь с действительностью, которую призвано изучать и объяснять, и редуцирует человека к гносеологическому субъекту, упуская тем самым из виду его включенность в культурно-историческую ситуацию. Аннигиляция кардинального расхождения между рисуемым наукой миром истины и реалиями Ж. М., является, по мысли Гуссерля, необходимой мерой по предотвращению общеевропейской культурной катастрофы. Ж. М. представляет собой первоначальную данность, предшествующую любому сознательному опыту и обнаруживаемую всякий раз как контекст практической деятельности субъекта. Это мир непосредственных очевидностей, поведенческих мотиваций и само собой разумеющихся представлений, разделяемых всеми; он включает в себя и знакомые по личному опыту феномены, и узнаваемые от других сведения, и осваиваемые навыки, и общепринятые ценностные стандарты, и культурные ориентиры той или иной эпохи. Очерчивая круг всего того, что в повседневной жизни человека наделяется безусловной значимостью, Ж. М. выступает фундаментом конкретно-исторического опыта каждого и исходным условием всех возможных смыслопорождений, в том числе и научных. Будучи дотеоретическим горизонтом сознания, Ж. М. обладает особой, вненаучной истинностью, которая обеспечивается не напрямую трансцендентальной субъективностью, а опосредованно – через объекты восприятия, чью сферу значений последняя конституирует. Многими феноменологами классической гуссерлевской школы концепт Ж. М. – по причинам допущения в строго регламентированное феноменологическое поле амбивалентного момента историчности – был отвергнут, но, применяемый в качестве сетки интерсубъективных отношений для анализа различных общественных и культурных явлений, оказал заметное влияние на теоретические исследования в области философии и истории науки, социологии, философии культуры. Лит.: Гуссерль Э.: 1) Картезианские размышления. СПб., 2001; 2) Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб., 2004; Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М., 2003; Brand G. Die Lebenswelt. Eine Philosophie des konkreten Apriori. Berlin, 1971; Claesges U. Zweideutigkeiten in Husserls Lebebsweltbegriff // Perspektiven transzendentalphänomenologischer Forschung. Den Haag, 1972. S. 85–101; Lebenswelt und Wissenschaft in der Philosophie Edmund Husserls. Frankfurt a. M., 1979; Waldenfels B. In den Netzen der Lebenswelt. Frankfurt a. M., 1985; Blumenberg H. Lebenszeit und Weltzeit. Frankfurt a. M., 1986; Sommer M. Lebenswelt und Zeitbewußtsein. Frankfurt a. M., 1990; Husserl E. Phänomenologie der Lebenswelt. Ausgewählte Texte II. Stuttgart, 1998; Luft S. Subjectivity and Lifeworld in Transcendental Phenomenology. Northwestern University Press, 2011.
Теги: философия Нового времени, современная философия Дисциплина: Философия Авторы: Коваль О. А. |