КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Философия
Категории

дрейф семиотический

Диалектическая теология (теология кризиса) – направление в протестантской теологии начала XX

Дрейф семиотический – современное направление в семиотике религии и религиоведении, изучающее специфику религиозного символа в плане его функционирования и интерпретации его значения. Концепция Д. предполагает, что в религиозном семиозисе один и тот же элемент в различных контекстах может варьировать свои семиотические характеристики, развивая то свойства знака, то – символа. В рамках этой концепции сформировано представление о семиотическом дрейфе как свойстве элементов знаковых систем, которые могут попеременно реализовывать свою символическую или знаковую модальность: разграничение знаков и символов носит во многом условный характер.

Другой разновидностью Д является свойство элементов ритуальных комплексов (минимальных значимых элементов обрядов, обладающих не только структурным, но и смысловым значением) комбинировать в меняющихся пропорциях свойства метафоры и символа. Д в ритуальном тексте приводит к семантическим трансформациям, изменению значения элементов ритуала, что в совокупности формирует своеобразную многозначность и многоплановость ритуального текста: значение его зачастую не столько прочитывается, сколько угадывается, причем отсутствие единого кода обеспечивает существование различных интерпретаций значения ритуалов. Концепция Д во многом учитывает положения концепции Переноса ритуалов (см.) поскольку в процессе заимствования ритуальных практик и перенесения их в новый контекст создаются условия для трансформации религиозных символов и знаков. В процессе заимствования символ часто утрачивает символизм и в новом контексте развивает преимущественно знаковое, иногда - аллегорическое значение. Другой разновидностью этой же модели является заимствование, основанное на вторичной семиотизации, – знак в процессе заимствования обретает символическую интерпретацию в новом для него контексте. Так, омовение рук, совершаемое священником при совершении евхаристии, заимствованное христианской традицией из храмовой практики иудаизма, обрело символизм уже в христианском богослужебном контексте. Концепция Д позволяет объяснить причину устойчивости религиозных обрядов и специфику изменения их значений, герменевтические особенности ритуальных текстов, специфику ритуала как способа выражения религиозного знания.

Литература:

Лебедев В.Ю. К вопросу о верифицируемых закономерностях трансформации семантики религиозного ритуала. // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Филология. – 2009. – Том 29. – Вып. 4. – С.85-94.

Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М. Семиозис и семиодинамика мифологических и теологических знаковых систем. – Тверь, 2010.

 


Теги: 
Дисциплина:  Философия
Авторы: 
Прилуцкий А. М.