|
Философия Категории квадригаКвадрига - средневековый метод интерпретации Библии согласно четырем уровням смысла. К., будучи основным герменевтическим методом схоластики, пользовался популярностью в западно-европейской теологии на протяжении XIII-XV, а в тех университетах, в которых влияние Ренессанса не было значительным – до начала XVI в. К. генетически восходит к ранним герменевтическим методам периода патристики, герменевтическим работам Оригена и его последователей, обосновавших правомочность аллегорической герменевтики и к более простым герменевтическим методам раннего средневековья. В результате упорядочивания и классификации различных модусов аллегорического прочтения Св. Писания, сформировалась классическая К., которая предполагала, что каждый фрагмент библейского текста обладает литеральным, аллегорическим, тропологическим и анагогическим смыслом. Литеральный (дословный, буквальный) уровень смысла соответствует прямому значению, он в меньшей степени зависит теологического контекста и выявляется на основе грамматики и семантики. Собственно аллегорический смысл повествует о вероучительных положениях, представленных в тексте в образно-символической форме. Средневековый экзегет считал, что каждый фрагмент текста Св. Писания обладает вероучительным содержанием, представленном в не всегда явной форме. Поэтому одной из задач комментаторов было обнаружить и раскрыть вероучительный символизм Библии. Тропологический смысл (он же моральный) раскрывал нравственно-этические аллегории библейского текста, являя христианам образец для подражания, анагогический смысл Библии раскрывался обычно как телеологическая устремленность всех тварных вещей к Богу. Вероятно, К. сформировалась, в том числе, под влиянием учения о «четырех причинах» Аристотеля. Будучи универсальным инструментом герменевтики и гомилетики (так, проповеди крупнейшего средневекового проповедника Антония Падуанского явно написаны в духе К.), К. способствовала развитию герменевтической мысли, так как акцентировала проблему множественности смыслов, однако отсутствие критериев, в соответствии с которыми определялись уровни смысла конкретного текста, способствовали произвольным, не мотивированным самим текстом прочтениям. В период позднего Средневековья К. претерпевает известное усложнения, начинаются многочисленные эксперименты с удвоением и утроением уровней смысла, которые начинают превращаться теологические и этические оппозиции, трактоваться в негативном и позитивном ключе и т.д. Окончательный от К. в значительной степени был обусловлен развитием идей Ренессанса и кризисом схоластики, кроме того, на отказ от К. повлияли идеи европейской Р., хотя ранний Лютер и активно использовал К. и был не чужд экспериментов с нею, «поздний Лютер» выступает как последовательный противник этого метода. В условиях напряженной теологической полемики, связанной с Реформацией, К. окончательно утрачивает научно-теологическое значение. Литература Bray Gerald. Biblical Interpretation. Past & Present, Illinois-Leicester, 1996 Davidson R.M. Typology in Scripture: a study of hermeneutical typos structures. Berrien Springs, 1981 Farrar F.W. History of interpretation. London,1886
Теги: Дисциплина: Философия Авторы: Прилуцкий А. М. |