КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Философия
Категории

конфессионализация

Феминистская (феминистическая) теология – направление в исследовании религии, сформировавшееся в Европе в качестве теологической попытки осмысления идей феминизма

Конфессионализация – совокупность социо-религиозных процессов, порожденных европейской Реформацией XVI в. Термин К. был заимствован религиоведением из исторической социологии, в рамках которой концепция К. разрабатывалась немецкими немецких историками - Х.Шиллином и В. Райнхардом. Согласно их теории, К. является фундаментальным социальным преобразованием, затрагивающим религию, культуру, общество и политику, соотносящимся с началом формирования современной государственности, отличительными чертами которой является большая (нежели в средневековье) дисциплинированность власти, рационализация аргументации, бюрократизация церкви и правительственных институтов, государственная поддержка церкви и церковная поддержка государства. Поскольку термин К. образован в рамках социо-исторических исследований, социологический аспект изучения религиозных феноменов в рамках упомянутой парадигмы оставался на протяжении многих лет едва ли не основным. Постепенно термин К. стал использоваться для обозначения процесса возникновения конфессий в европейском христианстве, хотя изначально К. понималась преимущественно как совокукпность изменений в европейском социуме, обусловленных распадов средневекового католического универсализма. В рамках конфессиональной парадигмы принадлежность к той или иной конфессии соответствует принятию строго определенной теологической системы. Конфессиональная общность выступает здесь как пространство более или менее унифицированной теологии, литургических форм и религиозно-этических установок, что в совокупности создает выходящий за границы религиозной жизни феномен конфессиональной культуры. Принадлежность к конфессиональной общности в этом случае выступает в качестве важнейшего маркера идентичности как собственно религиозных взглядов, так и культурных установок. В условиях конфессионального мира принадлежность к конфессии выступало в качестве символического заявления о соответствии личной веры и образа жизни (в широком смысле) отдельного человека соответствующим корпоративным конфессиональным установкам. Конфессиональная традиция не замыкалась в догматическом и (или) литургическом дискурсе, но оказывалась способной влиять на различные области символической культуры и соответствующие поведенческие паттерны. Ряд современных исследователей полагают возможным применять термин К. для обозначения социальных последствий русского религиозного раскола, вызванного религиозными реформами патриарха Никона (1605-1681), но такое понимание К. не является общепринятым.

Литература

1.            Lofton K. The Methodology of the Modernism: Process in American Protestantism. // Church History. Studies in Christianity and Culture. – 2006, - Vol. 75 (2).

2.            Riedt Markus. Founding a New Church : The Early Ecclesiology of Martin Luther in the Light of the Debate about Confessionalization. // Confessionalization in Europe, 1555-1700, - Burlington: VT: Ashgate, 2004. 59.

3.            Прилуцкий А.М. Деконфессионализация как семиотическая проблема. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. – Сер. Философия. - №2 – Т.2

4.        Лавров А.С. Колдовство и религия в России (1700-1740 гг.) М.: Древлехранилище, 2000.

 


Теги: 
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Прилуцкий А. М.