|
Философия Категории религиозная ситуацияРелигиозная ситуация – понятие, включающее весь спектр влияния религиозности на стабильность социальных институтов и отношений. Несмотря на кажущуюся широту определения, Р. понятие достаточно конкретное, поскольку обязательно предполагает пространственно-временную конкретизацию: религиозная ситуация изучается в том виде, в котором она складывается в определенном месте и в определенное время. Р. является предметом социологического и религиоведческого изучения и оценивания. Оценивается Р. в большинстве случаев по степени напряженности и стабильности. Если религиозная жизнь социума проистекает спокойно, а религиозно-мотивированному поведению людей чужды радикализм и экстремизм, то соответствующую Р. определяют как спокойную. Такая Р. традиционно наблюдается в обществах, имеющих выраженную конфессиональную доминанту, или в социумах, в которых поликонфессиональный уклад имеет более или менее длительную историю и религии и конфессии научились жить вместе. Иногда Р. представляется спокойной, но на самом деле в основе этого спокойствия лежит не естественный ход социальных и религиозных процессов, а воздействие внешних сил, например, страх перед вмешательством власти. После устранения или ослабления этого сдерживающего фактора происходит рост напряжения Р., которая в итоге может трансформироваться до конфликтной. Такую религиозную ситуацию следует рассматривать как мнимо спокойную. Разновидностью спокойной является индифферентная Р., которая предполагает такую степень секуляризации, при которой религиозные ценности перестают восприниматься в обществе как значимые, вытесняемые ценностями гуманистическо-секулярного характера. Индифферентная Р. свидетельствует о безразличии большинства людей к вопросам веры, религии, религиозной морали. Напряженная Р. наблюдается в обществах, в которых на фоне раскрытия дезинтеграционной функции религии наблюдается усиление радикальных и экстремистских настроений. Причем могут наблюдаться различные векторы развития радикализации: по отношению к секулярному обществу, по отношению к представителям других религий и конфессий, по отношению к другим религиозным организациям и юрисдикциям в рамках единой конфессии (при этом последние обыкновенно провозглашаются «еретическими», «не истинными», «продавшимися врагам» и под.) Радикализация межконфессиональных и межрелигиозных отношений проявляется в постепенном формирования представлений о том, что носители иных религиозных взглядов являются потенциальными или реальными врагами. Другой вектор радикализации – отношение к обществу. Развитие этой тенденции обычно проходит поэтапно. Наиболее показательным является оценка институтов власти, образования и здравоохранения, статистического учета, учреждений культуры. По мере роста радикализации, оценка власти меняется с нейтральной до негативной, в итоге формируется враждебное отношение к государственным установлениям, а такие действия власти как, например, паспортная или денежная реформа, перепись и т.п. трансформируются в религиозном сознании как коварные происки демонических сил. Светское образование провозглашается «вредным», научная медицина – «душепагубной», театр – источником развращения, высокий социальный статус – свидетельством религиозного отступничества и т. д. По степени стабильности религиозная ситуация оценивается как устойчивая и неустойчивая. Для неустойчивой религиозной ситуации характерны частые переходы от одной стадии к другим, устойчивая религиозная ситуация предполагает наличие устойчивого баланса, поддерживающего межконфессиональные и социо-конфессиональные отношения на определенном уровне.
Литература 1. Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М., Викторов В.Ю. Религиоведение.<#whitespace />Учебник для бакалавров: базовый курс. – 2-е изд. М.: Юрайт, 2013. 2. Религиозная ситуация на северо-западе Европы и в странах Балтии. Традиции и современность. СПб.: Светоч, 2005
Теги: протестантизм Дисциплина: Философия Авторы: Прилуцкий А. М. |