КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Философия
Категории

феминистическая теология

Феминистская (феминистическая) теология – направление в исследовании религии, сформировавшееся в Европе в качестве теологической попытки осмысления идей феминизма

Феминистская (феминистическая) теология – направление в исследовании и осмыслении религии, сформировавшееся в Европе в качестве теологической (квази-теологической) попытки осмысления идей феминизма. Ф. не является явлением исключительно христианского дискурса – аналогичные тенденции имеются в большинстве теологических религий, но именно в христианском контексте идеи Ф. развиваются наиболее активно. Интересы Ф. сфокусированы вокруг религиозной и теологической интерпретации проблемы гендера, гендерных ролей в религии, гендерного прочтения сакральных текстов и т.д. Поскольку Ф. является не столько направлением в теологии, сколько одной из идеологий современного мира, дискурсу Ф. свойственна высокая степень политизации, он насыщен идеологическими клише, воспроизводящими идеологему гендерного неравенства, с которым надлежит бороться. На уровне методологии Ф. тяготеет к постструктуралистским деконструкциям, психоанализу, смелым экспериментам в области герменевтики. Сторонники ранней Ф. исходили из противопоставления «мужского» и «женского» религиозного опыта, критикуя историческое христианство за его традиционную «маскулинность», они призывали дополнить традиционное понимание христианских теологем элементами «женского религиозного опыта». По мере развития Ф. теология обретала все больше радикальных черт, дистанцируясь от традиционного исторического христианства. На повестку дня были вынесены вопросы грандиозной ревизии Библии, отказ от общепринятых экзегетичеких методов как основанных на идеологии сексизма и даже отказ от традиционного применения к Богу местоимений мужского рода. В Ф. интерпретации Бог не является больше Отцом и к Нему не должна применяться гендерно-ориентированная лексика. В связи с этим сторонники Ф. инициировали новую экзегетику, способствующую обогатить традиционное понимание Писания «женским взглядом», а наиболее последовательные представители направления заявляли о том, что «женский духовный опыт» по своему содержанию и значению равен, или даже превосходит, Библейское откровение. Наиболее радикальные представители Ф., такие как Карол Крайст, Мэри Дэйли и др. в своей ревизии христианства пришли к убеждению, что современные христианские конфесии основаны на маскулинном подавлении феминной религиозности, памятником чего является Библия . Отвергая Библию, они призывают к восстановлению древних языческих культов, почитания великой богини, преодолению представлений о «женской нечистоте» и т.д. Современное состояние Ф. позволяет говорить, что данное направление трансформируется в нехристианскую религиозно-мистическую идеологию. Многие материалы Ф. публикуются в журнале Journal of Feminist Studies in Religion.

Литература

1.            Брайсон В. Политическая теория феминизма. М.: - Идея-Пресс, 2001.

2.            Beste J. The Limits of Poststructuralism for Feminist Theology. //Journal of Feminist Studies in Religion. 2006, vol. 22


Теги:  протестантизм, феноменология религии
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Прилуцкий А. М.