|
Философия Категории досократическая философияДОСОКРАТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Наиболее характерной чертой этого периода является мышление под категориями природы (фюсис) и начала (архэ), свойственное не только представителям ионийской философии - милетской школе (VII-VI вв. до н.э.), Гераклиту Эфесскому (ок 540-480), но и рассуждавшим о числе италийским мыслителям (пифагореизм, VI-IV вв. до н.э.), а также «младшим натурфилософам - Эмпедоклу (ок. 490-430) и Анаксагору (ок. 500-428). Важнейшей проблемой для изучения этого периода является тот факт, что от сочинений мыслителей того времени до нас дошли либо разрозненные фрагменты (в случае Анксимандра только один), либо свидетельства и суждения философов и литераторов последующих веков, которые могли интерпретировать концепции ранних авторов превратным образом. С другой стороны, небольшое число источников оставляет почву для многочисленных попыток реконструировать «начало» европейской мысли. Подобная реконструкция представляется актуальной, так как раннегреческие мыслители еще не были скованы «идолами» двухтысячелетней европейской метафизики и являлись «свидетелями» первого столкновения мышления с бытием и языком как универсальным инструментом его познания. В ХХ столетии подобные реконструкции стали особенно порпулярны, причем они характерны как для «континентальной философии» (см. Мартин Хайдеггер), так и для «аналитической» традиции (в частности, можно упомянуть известную англоязычную дискуссию о «тезисе Парменида» в 70-90-х годах минувшего века). Само понятие «бытия» в этот период еще только начинает выделяться как особая отвлеченная категория. Если попытаться более точно переформулировать «основной вопрос» раннегреческой мысли, то скорее его можно сформулировать следующим образом: «каково» или «в чем начало (греч. «архэ») всего»? Объяснение многообразия мира базируется уже не на мифологической истории происхождения космоса, где основной действующей силой является воля многочисленных поколений богов. В большинстве своем ранние мыслители стремятся свести число начал к минимуму, в идеале - к одному, так как подобная гипотеза не оставляет «слепых пятен» для человеческого разума, легализуя претензию человека на сколь-либо исчерпывающее познания мира. Несмотря на критический настрой по отношению к традиционной мифологии (Ксенофан, Гераклит, Анаксагор), в сохранившихся текстах досократиков встречаются отсылки к божественным фигурам - прямые (богиня Правда у Парменида, бог как единая сфера Любви и Эмпедокла), так и имплицитные (последующие комментаторы расссматривают воздух Анаксимена и воду Фалеса как начала, включающие божественный Ум). Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Светлов Р. В. |