|
Философия Категории теология (в античности)ТЕОЛОГИЯ — букв. «речение о богах». В текстах Платона ведущие речь о богах обычно обвиняются за то, что они рассуждают о неизвестном исходя из известного (делают богов похожими на людей). Однако в Среднем платонизме слово теолог уже почитаемо и указывает на особое мистериально-эзотерическое постижение и трансляцию истины — на это, вероятно, оказало отождествление Аристотелем теологии и "первой философии". В неоплатонизме складывается представление, что наиболее значительные философские тексты древности (то есть тексты Платона) содержат в себе истинное учение о богах, а учение о богах в свою очередь — необходимый момент философской мудрости. Орфическая, египетская, финикийская, халдейская мудрость однозначно принимается за теологическую, а авторы соответственных полу-эзотерических, полу-аллегорических текстов (типа орфических поэм или халдейских оракулов) именуются теологами. Сириану принадлежит сочинение под названием «Симфония мудрости Орфея, Пифагора, халдейских оракулов и Платона», а Проклу — «Платоновская теология», где в подобную же симфонию сводятся диалога Платона. Причиной такого отношения к учению о богах является не только введение понятия божественного как обозначения таинственного вездеприсутствия деятельности и промысла Начала, но и характеризует сам тип мышления неоплатоников, для которых метафизика не была чистым, сухим умозрением. Поскольку ум пронизан бытием и жизнью, которые, к тому же, превышают его, поскольку высшим актом мышления является апофатическое установление собственных границ, эзотерический мистериальный, духовный опыт понимается как подоснова многих рассуждений и ходов, которые представляются логическими. Субъектной парой такого опыта выступает присутствие божеств, а мистериальные действия — наиболее естественным путем их достижения. Поэтому неоплатоническая метафизика вместе с тем имеет теологическое измерение (которые иногда взаимопереплетаются, как у Плотина и Ямвлиха, иногда же четко разведены — особенно в текстах Прокла и Дамаския). И наоборот, теология непосредственно перерастает в метафизику, позволяя рассматривать универсум как символическую реальность. Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Светлов Р. В. |