|
Философия Категории гнозисГНОЗИС (греч. γνωσις – ведение", знание, познавание, узнавание; его аналог - арамейское "манда", откуда "мандеизм") - понятие, обозначавшее в эпоху поздней античности и раннего христианства особ. форму знания и познавательной активности. В отличие от обычного для классич. филос. текстов понятия "эпистеме", к-рое означает знание теоретическое (см. ТЕОРИЯ), Г. подразумевает еще и волевое усилие, ибо является пктем к спасению. Г. – обязательно личностное переживание собств. и всечел. предаазначения. Это состояние наполненности смыслом и Истиной, вызванное близостью к Богу. Достижение его невозможно без определенной аскезы, и осуществляется оно в форме таинства (мистерии). За Г. стоит сокровенный мистич. опыт, поэтому он вполне индивидуален и может быть различен даже в рамках одного идейного течения (пример тому – многообразие гностич. сект), однако ему присущи общая жажда спасения и желание преодолеть греховную расколотость человека. Несмотря на то, что нек-рые гностич. трактаты имеют черты сходства с пифагорейско-платонич. спекулятивным умозрением, Г. лежит вне сферы систематизирующего, логич. мышления. В первую очередь, он дарует знание имен гл.действующих лиц космической драмы и ее сюжета. Имена - сущность, сюжет будь то гностич. космогония или Ветхий Завет) смысл происходящего, а потрясенный Откровением индивид - равноправный участик драмы, обладающий свободой выбора в ней роли и вытекающей отсюда колоссальной отвественнкостью. Мощное психологич. воздействие Г. строится во мн. именно на этой oтветственности: она рождает ощущение, что в каждом человеке сходятся нити судеб мира. В течение первых веков после Р.Х. "гностическая одержимость" носила букв. массовый характер, что свойетвенно любой переломной эпохе. С утверждением христианства крайние формы Г. были вытеснены в еретически-сектантские движения, а сам он оказался cвязaнным c христ. идеей богочеловечества. В pyc. религ. филос. мысли термин Г. употреблялся несистематически, гл. обр. для противопоставления сакральных фopм знания положительным научным, хотя по стилю своего мышления рус. религ. философия является в первую очередь Г. и только во вторую - методом.
Теги: античность, античная философия Дисциплина: Философия Авторы: Трохачёв С. Ю. |