|
Философия Категории жертвоприношениеЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ В древнем мире ж. являлось непременной и важнейшей частью каждой конкретной религии. Наиболее разработанный ритуал ж. предстает в ведической и, позднее, в индуистской традиции. Правила, известные по брахманским текстам, предусматривали обязательные ж. в течение всего года или в наиболее значимые моменты жизни человека, а также специальные ж., по воле жрецов. В буддизме культовые ж. не применялись, т. к. считались неэффективными и в ряде своих форм жестокими. Однако буддизм все же выделял этические ж., рассматриваемые как элементы самодисциплины. Кроме того имеются примеры посвятительных жертв Будде, подобных возжиганию благовоний. В китайской культуре ж. практиковалось разнообразными способами. Существенной частью культа императора в Древнем Китае являлась выработка канонов по поводу жертв, посвящаемых императором Земле и Небу. Сохранились многочисленные упоминания о ж., связанных со смертью властителя, включая человеческие ж., т. е. люди, окружавшие властителя при земной жизни, должны были следовать за ним и далее. Поскольку подавляющее большинство народа не участвовало в императорском культе, для него в качестве объектов поклонения выступали малые божества, как общие, так и местные. В течение всей истории Китая наиболее универсальной формой религии оставался культ предков, поэтому глава семьи должен был заботиться о порядке и постоянстве ж. в честь умерших. Сочетание этих элементов с вновь установленными религиозными течениями — буддизмом и даосизмом — привели к чрезвычайному разнообразию ритуалов ж. в Китае. В древней Японии ж. считалось важнейшей частью религии, т. к. в отношениях между людьми и богами на первый план часто выдвигалось осознание скорее соглашения, чем поклонения. Вероятно, изначально ж. были индивидуальными и лишь постепенно становились общественно значимыми по мере того как все ветви власти сосредотачивались в руках императора, представлявшего весь народ. Были известны и человеческие ж. природным божествам, а также в честь умерших, но они полностью исчезают в раннем средневековье. Вместо них в качестве жертв используются предметы. необходимые в быту — пища, одежда, утварь, орудия труда и т.д. Эта практика постепенно исчезает из быта с внедрением в V–VI вв. нетрадиционных для Японии религиозных течений — конфуцианства и буддизма. В Древней Греции традиция ж. сложилась в крито-микенскую эпоху, что фиксируется поэмами Гомера. Ритуал ж. с тех пор не менялся в течение более чем десяти столетий. Выделяют два типа ж. в Греции. Это ж. олимпийскими богам (), включавшие сожжение части жертвенного животного и совместный пир в честь бога, чтобы упрочить с ним связь, а также заклания (), посвященные хтоническим божествам, сопровождавшиеся общим погребальным костром или сожжением жертвы во время мрачной ночной церемонии, чтобы умилостивить враждебные земные силы. У Гомера кроме официальных ритуалов упоминаются ж. самых различных животных, овощей, фруктов, сыра, меда ми проч. (в зависимости от социального слоя) в смысле искупления, мольбы, благодарности. В дальнейшем широко распространяются тайные культы, известные как мистерии, имеющие целью обрести бессмертие или установить персональную связь с божеством. Эта практика особенно расцветает в эпоху эллинизма. Традиционные культы иудаизма подверглись существенному изменению после захвата и разрушения римлянами Иерусалима в 70 г. н.э. До этого ж. являлось центральной частью израильской религии, предусматривавшее различные и сложные категории обрядов. Последние нашли отражение в Торе, точнее в жреческом кодексе, сформированном во время вавилонского изгнания (586–538 гг. до н.э.). Эта сложная система ж. после разрушения Иерусалима была заменена молитвами. В современном ортодоксальном иудаизме все еще применяются молитвы за восстановление ж., которое, в свою очередь, должно помочь в восстановлении храма. В рамках движения реформаторского иудаизма, эти молитвы либо исключены, либо изменены, будучи признанными адекватными для своего времени, но неподходящими для современной практики богослужения. Аналогичный подход к редактированию указанных молитв наблюдается и в некоторых консервативных конгрегациях. В раннем христианстве ж. упоминается в различных контекстах. Евангельский рассказ о распятии Христа, последовавший за Тайной Вечерей, предполагает в данном случае совершенную жертву, а воскресение Христа воспринимается как одобрение таковой Богом-отцом. В посланиях Ап. Павла разработан мотив о соотвтествующей жертвенной жизни приверженцев Христа. В первые же десятилетия существования церкви утвердилась "крови и плоти" Христа в таинстве Причастия, что можно считать своего рода "воспоминанием" о жертве. Интерпретация этой жертвы, однако, разнилась в многообразных христианских традициях, поскольку сама языческая терминология, применявшаяся для описания ж., оказалась чуждой новой религии. Восточная (византийская) церковь в эпоху средневековья рассматривала Причастие как жизнеутверждающую встречу с распятым Христом. Римская церковь делала в этом смысле упор на бескровном повторении кровавой жертвы на кресте. Для протестантов XVI в. жертва Христа представлялась явлением уникальным и самодостаточным, так что идея повторения такового в таинстве уже не выглядела необходимой. Понятие жертвы было исключено из литургии и, главным образом, в кальвинизме, стало рассматриваться на уровне субъективных этических действии каждого конкретного христианина. Экуменическое движение ХХ в., базирующееся на научном изучении Библии, привело к пониманию общности в подходах к Причастию как жертве со стороны Римской католической и лютеранской церквей. В ранней исламской традиции ж. не было распространено. Определенное влияние на мусульман оказала практика ж., утвердившаяся в до-исламском арабском мире, так что всякое заклание животного стало рассматриваться как религиозный акт. Однако, в целом исламские религиозные празднества лишены устойчивой связи с жертвенными ритуалами. В последний паломничества в Мекку действительно приносятся в жертву животные, но этот обряд не является принципиальным для ислама, а скорее считается данью священному городу. В целом организация ж. в различных культурах зависела от множества факторов. Для народов эпохи родового строя был важен выбор жертвы, времени ж., определение характера ж. — простое подношение или заклание, со стороны индивида или группы людей. Эти и другие факторы образуют чрезвычайно важный аспект ж., заслуживающие дальнейшего рассмотрения. Тем не менее ж. не есть феномен, который может быть объяснен в рамках рациональной терминологии. Это — фундаментальное религиозное деяние, имевшее глубокое значение как для конкретного человека, так и для различных социальных групп на протяжении истории, символическое деяние, устанавливавшее связь человека с божественным миропорядком. Для многих народов ж. стало важнейшей частью религиозной жизни. С. Ю. Трохачев Теги: Дисциплина: Философия Авторы: Трохачёв С. Ю. |