|
Философия Категории бодхисаттваБОДХИСАТТВА (санскр.: «просветленное существо») – духовно-нравственный идеал махаяны. 1) Наиболее известны образы мифологических, небесных Б., помогающих людям на их пути к просветлению. Из них самые почитаемые: Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапани, Самантабхадра, Тара и др. Каждый Б. имеет свою мифологическую «биографию». Одновременно эти Б. являются воплощением религиозно-философских идей. Они олицетворяют, соответственно, сострадание, мудрость, энергию, сосредоточение (медитацию). История Б. Тары демонстрирует возможность для женщины достичь просветления; ее образ выражает материнскую заботу обо всех верующих, особенно о женщинах и детях. Появление в буддизме небесных Б. в первые вв. н. э. стало результатом расширения сферы влияния этой религии и охвата новых слоев верующих. Народные массы не могли принять буддизм в его философско-психологической форме, и начался процесс формирования буддийской мифологии, сложных ритуалов и обрядов жизненного цикла, отсутствовавших на первых этапах развития. В народном сознании Б. становятся сверхъестественными существами, помогающими верующим во всех их земных нуждах. Их силу видят в накоплении «благой заслуги» и возможности использовать ее для «блага всех живых существ». Фактически, Б. становятся божествами, имеющими мифологическую «земную историю» их прошлых рождений, когда они «служили другим на их пути к просветлению». Наиболее ярко эти идеи выражены в поэме Шантидэвы «Бодхичарьяватара» (VII–VIII вв.). В тхераваде признаны образы Б. Тары и Майтреи, как грядущего будды, ныне пребывающего на небесах Тушита. Однако существенного развития здесь эти образы не получили. В иконографии махаяны Б. стоят или сидят на лотосовых тронах, предстают в облике прекрасных принцев или принцесс, в великолепных одеждах, коронах, ожерельях, браслетах, серьгах, держащими в руках атрибуты, указывающие на их функции. К ним обращены молитвы верующих о земных нуждах, освоении учения, овладении практиками. Некоторые из Б. имеют различные иконографические образы, доходящие иногда до сакрального числа 108, например, Авалокитешвара. 2) Другое известное значение слова Б.: монах, реже мирянин, принявший т. н. «обеты Б.». Есть свидетельства, что исторически первоначально слово Б. применялось по отношению к мирской части буддийских общин. Так называли мирян, устремленных к просветлению. В дальнейшем значение слова изменилось. Им стали обозначать группу адептов, принимающих особые обеты. Их основу составляют 6 парамит: даяние (щедрость), нравственность, энергия, терпение, мудрость и медитация. 3) Слово Б. относится также к Будде Шакьямуни в его «прошлых рождениях», описанных в особом жанре буддийской литературы, называемом «джатаки». Они имеют фольклорную основу и носят назидательный характер. В этих историях Бодхисаттва предстает то в виде царя слонов или царя обезьян, то в облике мудреца или принца и т. п. Герои этих сказаний отличаются своими нравственными качествами и готовностью жертвовать собой ради других. Каждая джатака заканчивается изложением Четырех благородных истин. В Палийском каноне насчитывается 249 джатак. В махаяне к ним добавляются еще 34 рассказа, составляющие отдельный сборник «Гирлянда джатак», составленный в IV в. Арьяшурой. Лит.: Bodhisattva. A Dictionary of Indology / Ed. by A. K. Roy, N. N. Gidwani. New Delhi, Bombay, Calcutta: Oxford & IBH Publishing CO, 1983. Vol. 1. P. 241–242; Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. М.: Наука. 1980. С. 248–249; Буддизм: каноны, история, искусство. М., 2006. С. 136–137; Введение в буддизм. СПб.: Лань, 1999. С. 24–25. О. С. Хижняк Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Хижняк О. С. |