КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Философия
Категории

восьмеричный благородный путь

до 2 тыс

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ БЛАГОРОДНЫЙ ПУТЬ, в буддизме – путь, ведущий к прекращению страдания; завершает группу основных понятий под названием «Четыре благородные истины» и раскрывает основные составляющие пути достижения освобождения.

1) Правильные взгляды – усвоение мировоззренческих основ буддизма. 2) Правильное стремление – стремление к освобождению от страдания в этой жизни и прекращению круга рождений и смертей. 3) Правильная речь – речь, которая не должна наносить вред другим, быть лживой, грубой, оскорбительной, осуждающей. 4) Правильное поведение – такое, которое подразумевает следование нравственным принципам буддизма, определяемым как «10 черных деяний». Они делятся на 3 группы: деяния, совершенные телом (убийство, воровство, любодеяние); деяния, совершенные речью (ложь, клевета, осуждение, празднословие); деяния, совершенные мыслью (страсть (алчность), ненависть и неведение). Отказ от «10 черных» определяется как «10 белых деяний». 5) Правильный образ жизни – такой, который основан на следовании нравственному закону (см. п. 4). Он также включает в себя отказ от нечестных способов зарабатывания средств к существованию. 6) Правильное усилие – усилие по приобретению не материальных ценностей, а нравственных добродетелей и духовных качеств. 7) Правильное направление мысли –выстраивание в своем сознании буддийской иерархии ценностей, ориентация на нравственное поведение и духовное развитие, стремление к достижению освобождения. 8) Правильное сосредоточение – умение концентрировать сознание на благом объекте созерцания а также концентрация всех своих сил и стремлений к достижению духовных идеалов.

Для облегчения понимания пути в буддийской традиции сложилась его трактовка как единство мудрости, нравственности и медитации. Все 3 составляющие неразрывно связаны друг с другом: мудрость ведет к нравственной жизни, а без нравственного сознания и поведения невозможно успокоение и сосредоточение сознания.

Лит.: Введение в буддизм / Ред. В. И. Рудой. СПб.: Лань, 1999. С. 20, 38-39; Торчинов Е. А. Введение в буддизм: курс лекций. СПб.: Амфора, 2005. С. 38-41.

О. С. Хижняк

 


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Хижняк О. С.