|
Философия Категории сансараСАНСАРА (санскр.: saьsаra, «блуждание, круговорот») – мир страданий. В буддизме он предстает как Три мира (трилока) – чувственный мир, мир форм и мир без форм, находящиеся за пределами человеческого восприятия и постигаемые в состоянии медитации. Полное достижение освобождения – паринирваны – означает выход за пределы всех трех миров. Наиболее часто описываются 6 уровней чувственного мира. В иконографии они предстают как 6 миров С.: это т. н. «Колесо бытия», поделенное на 6 (иногда 5) секторов. Нижний сектор представляет ады, имеющие горячие и холодные обиталища. Рядом изображается мир претов – голодных духов, никогда не насыщающихся; с другой стороны – мир животных, вся жизнь которых направлена на выживание и продолжение рода. Это три нижних сферы неблагоприятного рождения. Степень страдания в них высока, и изменить себя в этом состоянии крайне трудно. В верхней части круга располагаются миры благоприятного рождения, но и они не свободны от страдания. Высшие из них – это мир богов и мир полубогов, или демонов, вечно сражающихся с богами. Наилучшим считается рождение в мире людей. Хотя их жизнь трудна, но страдание побуждает их к духовному развитию, принятию прибежища в буддизме, достижению просветления и освобождения. В центре круга изображены 3 животных, кусающих друг друга – петух, змея и свинья. Они символизируют клеши – омрачения сознания, приводящие к бесконечному круговороту в С. Колесо бытия держит в своих лапах чудовище, голова которого увенчана короной из 5 черепов – символами победы над клешами. Его отождествляют с богом смерти Ямой – символом непостоянства, изменчивости бытия. Процесс формирования сознания личности, приводящий к круговороту в С., характеризуется как Двенадцатичленная цепь взаимозависимого происхождения (санскр.: пратитья-самутпада). Она представлена на ободе колеса в виде 12 иллюстраций. В школе тхеравада С. рассматривается как абсолютная противоположность нирване, характеризуемой как вечное блаженство. В школе мадхьямака принята идея о тождестве С. и нирваны. Здесь С. понимается как эмоциональное реагирование на внешний мир, движимое идеей своего индивидуального «я». Трансформация сознания в ходе буддийских практик приводит к достижению состояния внутреннего покоя, независящего от обстоятельств С. Лит.: Розенберг О. О. Труды по буддизму. М.: Наука, 1991. С. 178, 196, 199, 202; Хижняк О. С. Шесть миров сансары // Аватара. М.: Институт мировой литературы РАН, 1996. С. 163–172; Буддизм: каноны, история, искусство. М. Белый город, 2006. С. 38–41.
О. С. Хижняк Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Хижняк О. С. |