|
Философия Категории экстазЭкстаз (древнегреч. Έκστασις; лат. raptus — исступление, восхищение) — разновидность измененного состояния сознания, которая характеризуется значительным уменьшением внешнего осознания и расширением внутренней жизни Я и духовного осознания, часто сопровождается видениями, голосами и эмоциональной (а иногда и физической) эйфорией. С психологической точки зрения, Э. означает высшую степень восторга, воодушевления вплоть до потери самоконтроля. Физиологически проявляется как состояние оцепенения, подобное параличу или каталепсии, может сопровождаться временной потерей сознания. Опыт Э., как правило, кратковременен, с трудом поддается концептуализации и вербализации, но обладает огромной субъективной значимостью для того, кто испытал это состояние. Э., как состояние, в котором теряется граница между внешним и внутренним, достигается путем крайнего напряжения и сосредоточения на одном образе или идее. Э. может быть специально вызван следующими способами: 1) путем использования религиозных аскетических практик (молитва, медитация, физические или дыхательные упражнения, воздержание, сакрализированный половой акт); 2) путем растворения в творческой деятельности (музыка, танец, научный поиск). В такой интерпретации Э. близок энтузиазму и перекликается с используемым в современной психологии понятием потока. 3) Употреблением наркотических веществ и психотропных препаратов. В этом случае Э. может быть отождествлен с анестезическим откровением. В повседневном словоупотреблении Э. используется для обозначения любого возвышенного состояния сознания или интенсивного положительно окрашенного аффекта. Широта сферы применения термина Э. вызвала к жизни классификацию, предложенную итальянским врачом, антропологом и писателем П. Мантегацца (1831 - 1910). Он выделяет следующие три разновидности Э. аффективную, эстетическую, интеллектуальную. Аффективный Э., в свою очередь, включает 1) эротический Э. половой любви, 2) альтруистический Э. семейной привязанности, дружбы, любви к ближнему, самопожертвования, 3) религиозный Э. поглощенности божественным. Эстетический Э. может быть 1) зрительным, связанным с восприятием формы, симметрии, красок; 2) слуховым (музыкальным), рожденным чувством гармонии звуков; или 3) Э. бесконечного как результатом созерцания возвышенного объекта - моря, неба. Последняя разновидность Э. получила в психологии название океанического чувства. Интеллектуальный Э. включает 1) Э. творчества, связанный с упоением красноречием или властью; 2) Э. познания истины как особое интеллектуальное чувство. По понятным причинам, эта классификация редко используется в научном контексте; как устаревшая и нетерминологичная. Религиозный Э., как выход за пределы пространственно-временных форм чувственного восприятия и категориальных структур интеллектуального познания в состояние «наполненности божеством» (лат. plena Dei) можно мыслить двояко. 1) Как «психическое вторжение» иноприродных человеку сил, превращающих его сознание в «сцену» нуминозных событий и влияний. Эта трактовка характерна для архаических верований, мифологического и магического отношения к миру; 2) Как обнаружение скрытого в самом человеке таинственного начала божественного происхождения, которое, проявляясь в определенных состояниях, освобождается от разнородной примеси (мирского, греховного, телесного) для воссоединения со своим истоком. Из этого понимания природы Э. исходят мистические учения, в которых Э. является предвестником или знаком обожения. Литература: Мантегацца П. Экстазы человека. Перевод Н. Лейненберга, СПб. Издание Ф. Павленкова 1890. Костецкий В. В. «Человек в экстазе. Опыт философского осмысления». Екатеринбург, 2000. Spoerri Th. Beitrage zur Extase. Basel: Karger, 1968. Marghanita Laski, "Ecstasy in Religious and Secular Experiences" Jeremy P. Tarcher, Inc., Los Angeles, 1990. Теги: мистика, феноменология религии Дисциплина: Философия / Культурология Авторы: Цыпина Л. В. |