КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Философия
Ценности

аксиология

АКСИОЛОГИЯ (от греч

АКСИОЛОГИЯ (от греч. ξα – ценность и λγος – слово, учение) – раздел философского знания, специализирующийся на изучении ценностей как принципов, определяющих – наряду с категорией цели – все человеческие действия и поступки. В качестве отдельной дисциплины, исследующей природу ценностей, их онтологический статус, иерархию, способы познания, А. начала фигурировать в философском дискурсе в конце XIX – начале ХХ вв. Ее появление связывают с кризисом идеалов Просвещения, поскольку А. преимущественно разрабатывали мыслители, утверждавшие приоритет воли перед разумом. Главное понятие А. – «ценность» – впервые было сформулировано Иммануилом Кантом в его этической теории, отделившей область нравственности, или «царство свободы», от «царства природы» и тем самым разграничившей сферу сущего и должного. Ценности, которые представляют собой принципы должного в виде регулятивов человеческой воли, понимаются как идеалы и выносятся в поле трансцендентного. В этом направлении продолжали развивать моральную философию Канта представители Баденской школы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), с помощью А. пытавшиеся обосновать автономный статус гуманитарных наук. Акт отнесения к ценности (в противовес субъективной оценке) является, согласно Риккерту, гарантом истинности суждения: именно ориентация на ценности обеспечивает общезначимость отстаиваемых ученым-гуманитарием положений, что приравнивает их к естественнонаучным выводам, претендующим на объективность. Виндельбанд расширяет область применения ценностных критериев и вовсе до масштабов культуры: помимо интеллектуальной сферы, идеалом в которой выступает Истина, А. у него охватывает нравственную и эстетическую сферы с соответствующими ценностями Добра и Красоты, а также круг сакрального, где царит Святость.

Сторонники феноменологического направления в А. (Ф. Брентано, А. Мейнонг) – в отличие от неокантианцев – считали источником ценностей не разумную волю трансцендентального субъекта, а чувства, которым вопреки традиционному толкованию приписывали объективный характер. В качестве априорных, а потому определяющих и направляющих волю человека и формирующих иерархию его ценностей, декларирует чувства любви и ненависти и Макс Шелер в своей работе «Формализм в этике и материальная этика ценностей» (1916 г.). Его идейный преемник Николай Гартман мыслит ценности как онтологически независимые сущностные структуры, от причастности которым приобретают ценностное качество те или иные вещи, люди, отношения. Кроме течений с феноменологическим или онтологическим уклоном, А. разрабатывалась также в рамках американского прагматизма (Дж. Дьюи), а в аналитической философии (Дж. Мур, А. Айер, Р. Хэар), где понятие ценности исследуется в контексте различения и построения оценочных высказываний, она остается востребованной и сегодня.

Лит.: Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности // ЭОН. Альманах старой и новой культуры. Вып.1–2. М., 1994. С. 55–101; Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентный идеализм // Культурология. XX век: Антология. Философия и социология культуры. М., 1994. С. 9–24;

Каган M. С. Философская теория ценности. СПб., 1997; Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб., 1999; Гартман Н. Этика. СПб., 2002; Гайденко П. П. Познание и ценности // Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003. С. 493521; Moore G. E. Principia ethica. Cambridge, 1903; Pineda M. Axiologia, teoria de los valores. Mexico, 1947; Scheler M. Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik: neuer Versuch der Grundlegung eines ethischen Personalism. 4. Aufl. Bern, 1954; Findlay J. N. Axiological Ethics. New York, 1970.


Теги: 
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Коваль О. А.