|
Философия Универсалии всеобщееВСЕОБЩЕЕ — онтологически — основная категория философии диалектико-логического типа (гегельянство, марксизм), а как тенденция определенного способа мышления — новоевропейской метафизики в целом. Комплексная интерпретация (онтологическая, гносеологическая, логическая, историко-философская и философско-историческая) понятия В. дана Гегелем. От него она перекочевала в советский марксизм, где ее проблематика разрабатывалась в рамках диалектической логики (категории диалектики, их система и методологический статус и т. п.) Батищевым, Библером, Ильенковым. «Оригинальность» советского толкования В. не в новизне логико-категориального содержания, а в специфической расстановке смысловых акцентов. В гегельянстве В. выступает как главное определение Абсолюта: Истина есть В. Соответственно В. — предмет философии. В диалектическом материализме Абсолют — это материя, однако содержание его раскрывается почти как калька с гегелевского В., разве что со знаком минус, имеющим, скорее, идеологический или психологически-оправдательный смысл — не украл, а преобразовал (революция — не грабеж, а «экспроприация»). Онтологически характеристика Абсолюта как В. означает, что абсолютное мыслится как универсальная связь явлений, закон Космоса, «Формула» мироздания. Этически — это признание государства как системы законов и институтов первичнее гражданина. Гносеологически — дает понимание Истины как мыслительно (разумно, интеллектуально) — конкретного — богатства многих определений, организованных в систему. Логически — что Истина предполагается на стороне предикатов, а не субъектов суждения как способа разумного отношения к предмету: субъект суждения — пустое, небытие, которому мысль дает содержание — бытие, определенность.— Марксизм, хотя в теории и утверждает обратное, на практике поступает именно согласно сказанному, переделывая реальность в соответствии со своими представлениями о ней. В диалектико-логической философии В. (материя, идея) является субъектом развития. Поскольку последнее понимается новоевропейским сознанием в качестве универсальной характеристики бытия и познания, и даже смысла существования (см. Прогресс), постольку В. оказывается его сердцевиной, квинтэссенцией (причем буквально «пятой сущностью», которой не было в Аристотелевом учении о четырех причинах в «Метафизике» и на основе которой Гегель «демократически уравнял» формальную, движущую и целевую причины). Получается, что не развитие содержит в себе момент всеобщности, а В. развивается, не мир несет в себе «рацио», формулу, закон, а формула (Абсолютный разум, материя) разворачивает бытие из себя как функцию, включая и ее наглядно-графическое (пространственно-временное) изображение (по Гегелю, пространство и время — инобытие идеи, по Энгельсу — формы существования материи). Поэтому Гегель в истории и природе видит логику категорий, Кант — их проекцию как форму деятельности рассудка на реальность, а Маркс повсюду усматривает логику отношений собственности, ее превращенные формы. В. развивается, обособляя из себя единичное, «отпуская его на свободу», дабы снова вернуть в лоно своей тотальности, обогатив себя; В.— конкретно, единичное — абстрактно. Абсолют, вечность, есть бесконечная деятельность (действительность) самообогащения через самоопределение, активность аккумуляции духовной энергии, идеального содержания (или новых форм развития материи). Интересно, что из многообразной тематики В. советский марксизм воспринял проблему абстрактного и конкретного В., чем бессознательно выразил основную практическую задачу советской истории — как тоталитарному государству сделать себя богатым и процветающим, не утратив своей тотальности, т. е. сохранив единичное абстрактным (граждан — бедными). Способ философствования, избирающий В. в качестве своего принципа, есть выраженный в мысли, объективированный дух определенной эпохи — Нового времени. В истории этот дух выражается как стремление к новым временам («Время — вперед») и как жажда новой структурности, новой гармонии («нового порядка»), новой действительности (свершений и совершенств), новых форм самоорганизации жизни. В стихии этого духа знание ощущается как сила и продолжается волей к ее применению, которая доходит до насилия над реальностью, знание о которой предполагается, по сути, исчерпывающим. Соответственно как практический принцип В. реализуется в качестве деятельности по внедрению нового порядка в реальность, которая представляется неорганизованной (хаотичной, неправильной) или устаревшей, на основе определенного теоретического знания. В России этот дух наиболее характерно выражен большевистской деятельностью тотального обобществления. В русской религиозной философии идейная оппозиция духу В. высказана через понятие Всеединого.
Д. Бурлака Вестник РХГИ № 2/ 1998. С. 187-189
Теги: морфология культуры, базовые понятия религиоведения Дисциплина: Философия / Культурология / Религиоведение Авторы: Богатырёв Д. К. |