|
Философия Универсалии онтологияОНТОЛОГИЯ — филос. учение о бытии как таковом, о наиб. фундаментальных характеристиках сущего. Термин был введен Гоклениусом, в кач-ве понятия стал фигурировать в метафизике Вольфа, стремящегося систематизировать идеи новоевроп. рационализма (Декарта, Лейбница) и рассматривавшего О. как самостоятельный разд. филос. знания. Однако в метафизике О. фактически всегда присутствовала как важнейший интегральный элемент, хотя ее не всякий раз при этом выделяли в самостоятельный подразд. учения. Философия в той или иной степени являет О., т. е. содержит ряд положений о том, что есть универсум по своей сущности. Даже в разл. формах скептицизма, утверждающего о непозноваемости Абсолюта (см. Агностицизм; Позитивизм), О. присутствует в «ослабленном виде» — как теория видимого, феноменального, «поверхностного» мира, сферы явлений, к-рая резко отграничена от области сущности, ноуменов. Однако О. не исчерпывает всего содержания к.-л. филос. учения — др. важнейшими элементами, «дополняющими» ее в структуре филос. знания, являются гносеология и этика, что отличает О. от науки, в частности от науч. картины мира как формы науч. мировоззрения. Философия не только содержит ряд предельных обощений о бытии, т. е. О., но во-первых, включает в себя знание о том, как, возможно, и осуществляется познание бытия, т. е. гносеологию (теорию и метод познания), предполагая саморефлексию, самопознание в процессе познания. Во-вторых, из идей филос. О. «напрашиваются» выводы о смысле чел. существования, к-рые, будучи отдельно сформулированными, составляют содержание этики (в широком смысле учения о нравственном порядке, смысле жизни и основных ценностях человеческого общежития). Последняя есть учение не о сущем, а о должном, причем в одних доктринах сущее и должное совпадают (второе дедуцируется из первого), в других — их различие доходит до противоречия. Единство О., гносеологии, этики составляют, по авторитетному мнению Вл. Соловьева, внутр. форму филос. знания (для опред. историч. периодов развития философии характерна преобладающая роль к.-л. из перечисленных областей метафизики). С понятием О. тесно связаны такие понятия как «онтологическое», «онтологизм», «онтологизация». Термином «онтологическое» часто обозначают то, что лежит в осн. всего сущего, — безусловное начало мироздания, иначе говоря — Абс. Бытие. Онтологизм — ориентированность филос. умозрения на поиск первооснов бытия в смысле стремления проникнуть в глубину истока сущего, не ограничиваясь познанием видимого, эмпирич., мира и анализом возможностей и границ познающего разума. Онтологизация — это придание к.-л. гносеологическим, моральным или теологическим реалиям и понятиям, их обозначающим, статуса Абс. бытия. Явно онтологич. характер носит антич. Философия, Абсолют в ее рамках мыслится как Абс. бытие. Ср.-век. теоцентрич. мышлению свойствен специфич. онтологизм: ср.-век. умозрение ориентировано на поиск безусловных осн. сущего, однако высшее осн. — Бог мыслится как реальность, превосходящая всякое бытие. (см. Промысел, Символ). Онтологизм ср.-век. мышления носит символич. характер. Бог трансцендентен Миру, к-рый он сотворил из ничего своей волей и к-рый в результате грехопадения стал подвержен распаду и смерти (см. Творчество, Дух). Отсюда апофатизм и мистика трансцендентного в историософии, эсхатологизм — в теософии. Онтологич. символизм, однако, свойствен в первую очередь православ. умозрению, ибо католич. Сознание (в схоластике) имеет тенденцию онтологизировать понимание Бога, толкуя его как Абс. Бытие. Онтологич. видение Абсолюта характерно для философии Возрождения, к-рая в этом плане является продолжением схоластики, хотя внешне ей совершенно оппозиционна. Онтологизм философии Возрождения в отличие от статич. онтологизма античности можно назвать динамическим, он принцип Творчества «внедряет» внутрь самого бытия, в результате чего в Нов. время в онтологич. построениях Шеллинга, Гегеля, Э. Гартмана и других абс. характеристикой сущего стало развитие. Метафизика Нов. времени либо имеет явно выраженную гносеологич. Ориентацию (см. Гносеология), либо тяготеет к морализму (в странах, духовно связанных с протестантизмом). В постклассич. европ. метафизике, в частности в философии жизни, воспроизводится возрожденческая интуиция бытия как динамической, способной к спонтанному саморазвитию реальности (последний момент акцентируется в традиции иррационализма). Сходное понимание бытия — как сотворенной, однако способной к дальнейшему «самотворчеству» развивающейся реальности, одушевленной, а в ряде случаев и одухотворенной — имеет место в рус. религ. философии, напр. у Вл. Соловьева, П. Флоренского, С. Франка, Л. Карсавина. Онтологизм является, согл. А. Лосеву, С. Франку и т. д., одной из самых существ. черт РРФ.: во-первых, в значении антитезы гносеологизму новоевроп. метафизики, а во-вторых, в смысле своеобразной интерпретации ренессансной интуиции бытия. Однако в целом РРФ стремилась не допустить онтологизации в понимании Бога (отождествления Его с Бытием). В традициях свойственного православ. мышлению символизма Бог виделся как метаонтологическая (превосходящая и бытие, и ничто) живая тайна бытия (см. Сущее). Тем не менее сильная тенденция к онтологич. видению Абсолюта заметна в ряде систем, опирающихся на идею всеединства.
Теги: Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Богатырёв Д. К. |