|
Философия Универсалии априори и апостериориАПРИОРИ И АПОСТЕРИОРИ (лат. a priori – из предшествующего, a posteriori – из последующего) – термины, используемые в логике и теории познания для различения знания по способу его происхождения. Знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально или достигаемое путем выдвижения аргументации, построенной на чисто логических соображениях, называется априорным и противопоставляется знанию апостериорному как имеющему своим источником чувственный опыт и им обусловленное. В схоластике А. и А. маркировали тип доказательств, выстраиваемых либо от причин к следствиям, либо от следствия к причинам. Представители классического рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) настаивали на том, чтобы выстраивать науку исключительно как априорное, доопытное знание, возводя всеобщность и необходимость научных положений к врожденным истинам разума. Их противники эмпирики (Гоббс, Локк, Юм) оспаривали возможность приращения научного знания без обращения к опыту и единственной опорой науки считали полученные опытным путем, апостериорные истины факта. Иммануил Кант примирил эти позиции в своей теории трансцендентального синтеза, распознав в А. и А. форму и содержание знания: универсальность и общезначимость научных истин достигается за счет соединения априорных форм чувственности, выступающих условиями всякого опыта вообще, с априорными формами рассудка. Знание, по Канту, возможно лишь как единство А. и А. В современных философских концепциях первому члену рассматриваемой оппозиции часто отводится роль главного организующего принципа («априори коммуникативного сообщества» у Карла-Отто Апеля, «историческое априори» у Мишеля Фуко), но в философии науки определенно наметилась тенденция сближать сферы приложения А. и А. и характеризовать термином «априори» любой исходный научный постулат, принимаемый в качестве такового не в силу его внеопытной природы, а по конвенциональному допущению. Лит.: Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения в 6 томах. Т. 3. М., 1964; Фуко М.: 1) Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977; 2) Историческое априори и архив // Фуко М. Археология знания. Киев, 1996. С. 127–134; Априори коммуникативного сообщества и основания этики // Апель К.-О. Трансформация философии. М., 2001; Reichenbach H. Relativitätstheorie und Erkenntnis apriori. Berlin, 1920; Dufrenne M. La notion d’a priori. Paris, 1959; Schnelle H. Sprachphilosophie und Linguistik: Prinzipien der Sprachanalyse a priori und a posteriori. Hamburg, 1973; Murphy R. T. The Transcendental „A Priori“ in Husserl and Kant // Analecta Husserliana. 1974. № 3. S. 66–79; Palmquist St. A Priori Knowledge in Perspective. Naming, Necessity, and the Analytic A Posteriori // The Review of Metaphysics. 1987. № 41. P. 255–282; New Essays on the A Priori. Oxford, 2000. Теги: философия Нового времени Дисциплина: Философия Авторы: Коваль О. А. |