|
Религиоведение Единичное Единичное–особое–всеобщее – опорные категории разумного мышления. Поскольку категории выступают рамочными понятиями мысли, указанная триада может использоваться в качестве матрицы более детальных классификаций и рубрикаций. Вопрос об отношении категорий к «вещам самим по себе» не имеет однозначного решения. В истории философии сложились две традиции истолкования онтологической значимости категории – реалистическая и номиналистическая. Номиналистическая понимает категории как формы мысли и речи. Этот подход обозначен уже Аристотелем в трактате «Категории», но его позиция в целом богаче. Сторонники этого подхода (скептики, схоласты-номиналисты, эмпирики и позитивисты) отрицают онтологический статус категорий, либо считают этот вопрос неразрешимым (кантианство). Реалистичная традиция (Аристотель, схоласты-реалисты, Лейбниц, Гегель, диалектический материализм) трактуют категории как базовые структуры самого сущего, «всеобщие формы бытия и мышления». Единичному-особенному-всеобщему соответствует триада: индивид – вид – род. Важно отметить еще одну методологическую оппозицию уже в понимании внутренней связи членов триады – формально-логическую и диалектическую. В первом случае мы абстрагируемся от содержания, тогда единичным могут быть и качества, и вещи, и субъекты, а общее может быть как существенным, так и случайным. Во втором случае всеобщее – генетический принцип, закон, живущий в проявлениях, а единичное, как писал Гегель, «соотносящаяся с собой конкретная определенность»: вещь, живое существо, личность. Диалектический подход получил продолжение в советской философии (В. Библер, Э.Ильенков, В.Лекторскийи др.). Полюсы триады - единичное и общее, или - «этость» и «чтойность». Специфическое (особенное) выступает связующим звеном данных противоположностей. Из средневекового номинализма выросли эмпиризм, позитивизм, экзистенциализм. Они в разных смыслах утверждают приоритет конкретного «этого», которое выступает носителем «абстракций» - свойств, качеств, признаков, в устойчивой комбинации образующих сущность. Диалектикологический подход настаивает на примате общего: всеобщее «отпускает единичное на свободу» – развивается. Акцент на онтологическом значении личности, а также на таком специфическом виде единичного сущего как событие был сделан экзистенциализмом. Оставляя в стороне вопрос о примате единичного и общего, мы постараемся использовать сильные стороны обеих позиций, отдавая предпочтение диалектической и персоналистической. Сказанное определяет значение и состав единичного в Энциклопедии. Единичное суть: Возможны и другие, пока менее очевидные, рубрики для наполнения портала «сущностями первого порядка». Важно, чтобы этот информационный план был выстроен в свете «сущностей второго порядка», т.е. особенного – направлений и школ. Специфичность того или иного единичного и выявляется в сопоставлении с другими на фоне группы особенностей. Значение всеобщего состоит в придании генетической целостности всему массиву единичного и особенного в областях культуры, религии и философии. Самой объемной задачей является персонологическая – анализ выдающихся культурных и религиозных деятелей. Более оригинальным представляется исследование духовно нагруженных образов и мифов – Дон Жуан, Фауст, Дон Кихот. Произведения, учреждения и проекты освещаются избирательно, по мере наполнения Портала контентом. Эти статьи призваны придать проекту оригинальную огранку. Наибольшая информационная глубина открывается разделом «События». Традиционно энциклопедии обращены к статике, освещая персоны, факты, концепты. Насыщение событийного ряда придаст Summe темпоральную динамику, сделав ее саму событием. |