|
Религиоведение Всеобщее В. – важнейшая категория разумного мышления, коррелятивная особенному и единичному. В. фиксирует набор характеристик, котрые присущи всем индивидам данного рода и, соотвественно, сохраняются в базовых спецификациях (особенном). Таким образом, в отношении сущего складывается такая ситуация, что В. для группы предметов может выступать признак или качество, который сам является видом по отношению к другому роду. Например, мистика, будучи В. по отношению к событиям, субъектам и разновидностям мистического опыта, сама оказывается видовым понятием для религии и духовной жизни. В. – в отношении бытия, то есть в онтологическом смысле - это предельные роды сущего и предельные формы мысли. В этом плане категории мышления, осознаваемые и исследуемые философией, представляют собой В. как таковое. Системы категорий, если их понимать онтологически, оказываются теорией Абсолютного (диалектико-логической иконой Бога у Гегеля, моделью понимания материальной субстанции в советской философии). В ХХ веке усилилась тенденция, обозначенная еще Кантом, толковать категории сугубо гносеологически – как формы человеческого познания, и при этом релятивизировать содержания всеобщего, растворяя его ядро в трактовках и интерпретациях. Если понимать В. не формально и чисто количественно – как общий всем некий признак, а качественно и содержательно – как сам генетический принцип некоего ряда явлений, то В. действительно связано с Абсолютным – творческой основой всего сущего. Однако в истории познания сам образ Абсолютного, создаваемый человеком, менялся и развивался, сохраняя при этом некие устойчивые черты. В этом плане признание исторического образа вечности, созданного человеческим духом, за вечность по сущности представляется явным преувеличением, в основе которого лежит горделивая претензия философского разума ведать Бога как самого себя. Категории, если уж интерпретировать их онтологически, скорее, символы вечности, приоткрывающие ее, но и сохраняющие тайну, нерастворимую без остатка в рациональности. В русской религиозной философии на смену классическому принципу всеобщности была предложена идея всеединства, у которой оказалось немало сходных черт с диалектически истолкованным понятием всеобщего, но при этом намечены линии сомволического истолкования. В культурологических ориентациях философий ХХ века есть своя правда. Не впадая в культурологический релятивизм, требуется признать, что рациональные построения ученого и в еще большей степени философа всегда опосредованы контекстом. Если речь идет об Абсолютном, то его содержание просвечивается в таких формах культурно-исторической жизни как миф, искусство, религия. В мифе, наиболее синкретичной по содержанию и структуре сфере духовной деятельности, В. выступает как архетип. Архетипические основы мысли сохраняются в искусстве, религии и даже в философии. Однако благодаря дифференциациям, происходящим в указанных областях культуротворчества, архетип уходит «за» или «под» сцену, на которой выстраиваются события, образы и понятия, действуя из глубины. Поскольку религия и искусство имеет дело с трансцендентным, неухватываемым человеческим сознанием без остатка – Красотой, Благом, Истиной, важнейшую роль в этих формах культуротворчества выполняет символ. В религиях Откровения сами понятия становятся особого рода символами – догматами, описывающими Абсолютное. Поскольку культура созидается мышлением, отношение к Абсолютному, изначально данное в архетипе и символе, категоризируется. Так формируется сетка категорий культуры или культурных универсалий. Они функционируют как некие операторы мысли и осмысленного действия, подвергаясь специальной рефлексии в философии. Философия, таким образом, выступает категоризацией второго порядка, концептуализируя и систематизируя содержание культурных универсалий. Структуры мыслеволения, исполняющие функции категорий в составе практического (этического) разума, суть ценности. Ценности (удовольствие, польза, счастье, истина, святость и др.) всегда опосредованы определенным культурным контекстом, отсюда многообразие конкретных эмпирических представлений о счастье или красоте. Подобно категориям, определяющим в области теоретического мышления отношение личности к Абсолютному, ценности опосредуют связь с Абсолютным в сфере морали, нравственно обоснованного действия. Ценность, переживаемая лично в ситуации радикального выбора, образует экзистенциал. Специальной рефлексии ценности подвергаются в этике или аксиологии. Наша задача – выявить различные лики В. в культуре, религии и философии. В. выступает в философии в максимально рационализированной форме. В этом заключается преимущество языка философии. Но оборотной стороной рационализации выступает опустошающий содержание формализм: философия, отрываясь от искусства и религии, перестает исполнять свою экзистенциальную миссию, превращаясь в абстрактную теорию. |