|
Религиоведение Проекты, учреждения инквизицияИНКВИЗИЦИЯ (от лат. inquisitio — розыск) -- трибунал РК Церкви, созданный в 13 в. для борьбы с ересями. Инквизиция действовала почти во всех католических странах на протяжении столетий. Установление инквизиции в РКЦ шло постепенно. Так, епископ Вазо из Лютича (980-1048) осуждал жестокие меры против действительных или предполагаемых еретиков во Франции; св. Бернард осудил преследование иудеев и стихийные истязания и убийства еретиков в Кёльне в 1144 г., поскольку вера должна приходить путем убеждения, а не через принуждение. Но он говорит и о том, что еретиков должен ждать костер. Узаконенные наказания еретиков впервые установил Фридрих Барбаросса. Определенно засвидетельствована смертная казнь за ересь в 1197 г. в Арагоне. Потом ее объявил Людовик VIII во Франции, Фридрих II в своих владениях и папа (1231) для Италии. Решающую роль в борьбе с еретиками сыграл институт епископской инквизиции. Папская булла от 1184 г. предусматривала помощь светской власти — постановление, с которым согласился Барбаросса. Смертная казнь при этом не упоминается. Причиной усиления инквизиции в РКЦ явилось широкое распространение альбигойской ереси (катары, вальденсы). Для борьбы с ересью РК Церковь использовала многие способы: проповедь св. Бернарда (в том числе и в самом Альби), письменные опровержения, например, Петра Достопочтенного и др.; миссия по обращению еретиков, порученная одному из кардиналов-легатов в 1177г. Уже после «крестового похода», посланного папой Александром III против катаров (1181 г.), папа Иннокентий III сделал новую попытку, отправив для обращения еретиков двух цистерцианцев. Они ничего не достигли и одного из них даже убили. Казалось, что не остается никакого иного пути, кроме меча. Тяжелой была участь еретиков в альбигойских войнах 1209-1218 гг. Вскоре после этого (1229 г.) на одном из соборов в Тулузе епископская инквизиция получила свою окончательную форму: епископ должен был приказывать разыскивать еретиков и, если они изобличены и упорствуют, передавать их представителям светской власти. Папа Григорий IX преобразовал этот институт в папскую инквизицию, сделав ее постоянным учреждением и подчинил непосредственно Св. Престолу. Инквизиторами назначались доминиканцы. Наказанием для упорствующих еретиков была определена смертная казнь, которая должна была совершаться руками светской власти. Иннокентий IV в 1252 г. разрешил применение пыток при судопроизводстве. При этом Церковь не ограничивалась негативными мерами; напротив, она искала позитивного преодоления опасности путем возвращения заблуждающихся в лоно Церкви при помощи нищенствующих орденов. В Германии после убийства Конрада из Марбурга (1233 г.), посланного туда впервые для суда над еретиками, папская инквизиция отступила, и только в XIV в., когда умножаются процессы над ведьмами и колдунами, она начинает иметь здесь значение. В конце 15 в. немецкие инквизиторы Генрих Инститорис и Яков Шпренгер издали книгу «Молот ведьм» (лат. Malleus maleficarum), в которой обосновывалась необходимость расправы над еретиками. За первые 180 лет со дня ее выхода в свет книга выдержала 29 изданий в разных странах, став своеобразным пособием для инквизиторов. От папской инквизиции следует отличать более позднюю испанскую (основанную в 1481 г.), которая по своему происхождению и структуре была прежде всего государственным учреждением, за которое Церковь, конечно, также несет свою долю ответственности. В Испании инквизиция действовала с 13 в., преследуя враждебных Церкви еретиков, но особенно активизировалась с 1481 г., когда была создана т. н. «Новая инквизиция» (государственная) во главе с доминиканцем Томасом Торквемадой. Государственная инквизиция преследовала, в первую очередь, крещеных евреев (марранов), обвинявшихся в тайной приверженности к иудаизму, а также мусульман, принявших христианство (морисков), подозревавшихся в тайном исповедании ислама. В качестве наказаний применялись публичное отречение, штраф, тюремное заключение и, в случае нераскаянности, сожжение на костре. Упорствовавших еретиков облекали в позорящие одежды (санбенило), он должен был пройги через процедуру аутодафе. Причины этих преследований носили не только религиозный, но и политический и экономический характер. Во времена завоевания Америки испанская корона перенесла деятельность инквизиции за океан. В 1542 г. папа Павел III учредил Священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции. Французская революция 1789 г. положила конец деятельности инквизиции во Франции, а Наполеон отменил ее в завоеванных им странах. После поражения Наполеона инквизиция была в них восстановлена, но вскоре окончательно сошла со сцены. В Испанской Америке инквизиция была отменена в ходе войны за независимость (1810—1826). Дольше всего сохранялась папская инквизиция, которая после ликвидации в 1870 г. светской власти пап действовала только путем отлучения, и включения антихристианских сочинений в «Индекс запрещенных книг». Под названием Конгрегации св. канцелярии инквизиция просуществовала до 1965 г., когда была преобразована в Конгрегацию вероучения. Неисторично ставить одной только Церкви в вину связанные с инквизицией злоупотребления. Здесь равно «виновны» и представления той эпохи, во многом еще грубые, а также тесная связь религиозного и государственного начал. Если число жертв инквизиции, в основном государственной, исчислялось десятками тысяч, то в эпоху безрелигиозных тоталитарных режимов ХХ в. (Сталин, Гитлер) счет шел на десятки миллионов.
Лит-ра.
Ланглуа Шарль. В. История инквизиции в Западной Европе. М. 1903. Он же. Инквизиция по новейшим трудам. Спб. 1903. Тухолка С. Процессы о колдовстве в Западной Европе в ХУ-ХVI веках. Спб. 1909. Ли Генри Чарльз. История инквизиции в средние века. Т. 1-3. Спб. 1911-1914. Григулевич И. Р. Инквизиция. Изд. 3. М. 1985. Канторович Я. А. Средневековые процессы о ведьмах. (Репринт 1899 г.) М. 1990. Шпренгер Я. Инсисторис Г. Молот ведьм. М. 1992. Арну Артюр. История инквизиции. Спб. 1994. История инквизиции. Т.1-3. М. 1994. Льоренте Хуан Антонио. История испанской инквизиции. Т.1-2. М. 1999. Плавский З. И. Испанская инквизиция: палачи и жертвы. Исторические очерки. Спб. 2000.
Теги: католицизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: архим. Августин (Никитин) |