|
Религиоведение Проекты, учреждения иудаизм ортодоксальныйИУДАИЗМ ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ (буквально правоверный) – обобщённое название различных течений и направлений в иудаизме, полагающих себя прямыми наследниками традиционного иудаизма и всей исторической традиции иудаизме в том виде , как она сложилась в Средние Века. Приверженцы этого движения полагают, что несмотря на все изменения социально–политического и экономического характера в странах проживания иудейских общин, незыблемой основой иудаизма остаются религиозные законы в том виде, как они сформулированы в Талмуде (законы Галахи) и в фундаментальном своде правил и ритуалов, кодифицированных в средневековом (16 в.) капитальном труде «Шулхан Арух». В качестве религиозного направления понятие О. И. появился только в первой половине 19 в., когда в под влиянием прогрессивных идей 18 в. и в результате Великой Французской революции начались процессы секуляризации жизни евреев Европы. Одним из проявлением этого были успехи еврейского движения Гаскалы (Просвещения) и формирование религиозного движения Реформистского иудаизма, во многом порвавшего с древней традицией. Первоначально некоторые раввины в стремлении сохранить прежние религиозные традиции даже предлагали иудеям отказаться от предоставляемых им государством политические и экономические права и замкнуться в кругу своих единоверцев. Однако большинство раввинов решительно выступило против новшеств реформистов в отправлении культа – молитвам на местных языках, введению в литургию органной музыки и т.д. Особенно резкие формы О.И., вплоть до отказа изучать местные языки) принял в восточных провинциях Австро – Венгрии (частично собственно Венгрия, Словакия, Западная Украина). Здесь главным идеологом И. О. выступил раввин Братиславы (тогда Пресбург) М. Софер (1806 – 1839). Он и его сторонники решительно выступили против всех модернизаторских религиозно-политических движений еврейской жизни, в том числе и политического сионизма. В дпльнейшем наиболее влиятельным идеологом И. О. стал, уроженец Гамбурга, с 1851 г. главный раввин Франкфурта – на – Майне, Самсон–Рафаэль Гирш (1808 – 1888). В своей книге «Девятнадцать писем об иудаизме» он утверждал, что гражданские права являются не целью, а средством выполнения иудеями своей духовной миссии. Он полагал возможным сочетать образованность в светских науках с верностью законам Галахи, но при этом отвергалось критическое отношение к текстам Священного Писания. Вместе с тем, по его мнению, с разрушением Иерусалима политическая история приверженцев иудаизма закончилась и главным стало единство религиозно-нравственное, поэтому идеи политического сионизма также не нашли у него поддержки. В Германии идеи Гирша получили довольно широкую поддержку, и в 1873 году в Берлине была основана раввинская семинария, готовившая ортодоксальных раввинов, где наряду с религиозными дисциплинами преподавали широкий круг светских наук. Движение немецкого О. И. способствовало ослаблению влияния реформизма и созданию общегерманской организации О. И. В Восточной Европе, особенно в Российской империи, подавляющее большинство представителей Гаскалы – маскилы – наряду с требованием правового равноправия и призывом к модернизации быта иудеев – выступали против ассимиляции. Поскольку многие раввины были одновременно маскилами, а многие маскилы строго придерживались иудейской традиции, то не возникло условий для активного формирования реформистского иудаизма. Центрами О.И. оставались традиционные религиозные учебные центров ( ешивы )Литвы. Там, где преобладали приверженцы хасидизма, опорами О.И. стало окружение местных хасидских вождей (цадиков) и ешивы хасидов. Следует указать, что движение светского политического сионизма также встретило резкий протест со стороны О.И. Исключение составило меньшинство ортодоксальных раввинов, образовавших в 1902 г. партию «Мизрахи», провозгласившую поддержку практическим целям сионистов, что вызвало резкую критику этой партии со стороны большинства лидеров О. И. В свою очередь сторонники О.И. в 1912 г. создали организацию «Агуддат Исраэль», поставившую себе целью использовать в своей борьбы за традиционные ценности иудаизма средства современной политической борьбы – прессу, представительство, политическую деятельность разного уровня и т. д. Основной философией этого движения было утверждение, что на все вопросы современной жизни можно найти ответы в Священном Писании. Особое внимание активисты обращали на укрепление иудейских общин, но они также выступали против политического сионизма и только трагические события массового истребления евреев нацистами во время Второй мировой войны смягчили эту позицию. В Палестине, до создания государства Израиль, главным идеологом О.И. сионистского направления был первый главный раввин иудейской общины страны Авраам Кук (1868 – 1935). Он полагал, что идеалы национального движение по своей сущности является религиозным, несмотря на свои светские формы и в конечном счёте способствует претворению мессианского идеала. С другой стороны в Израиль переселились из Венгрии представители ультраортодоксального движения «Наторей Карта», абсолютно непримиримых к сионизму и не признающих государство Израиль еврейским. После создания государства Израиль на выборах в парламент партии О. И. как сионистские и так и несионистские (Агуддат Исроэль и др.) получают примерно до 20% депутатских мест. Тем на менее влияние сторонников О. И настолько велико, что они добились признания в «Законе о возвращении» определения понятия «еврей», то есть лица имеющего права на иммиграцию в соответствии с толкованием религиозных законов О.И. В подходе к урегулированию арабо-израильского конфликта приверженцы О. И. сионистского направления занимают крайне националистические позиции, несионистских больше интересуют утверждение традиционных религиозных принципов жизни в Израиле ( обязательное соблюдение субботы, законов кошерной пищи, религиозное семейно–брачное законодательство, религиозного образования детей и т. д.). Наряду с сетью начального (школы) и среднего образования (ешивы), для обучения приверженцев О.И. предназначен университет Бар-Илан, открытый, правда, и для нерелигиозных студентов. В последние годы в Израиле отмечается широкое движение за ограничения влияния на политическую жизнь страны религиозных партий, ввиду многочисленных экономических и других дорогостоящих стране привилегий. предоставляемым сторонникам И. О. (государственное финансирование религиозных школ, в которых учащиеся получают только религиозное образование, освобождение многочисленных учащихся ешив от военной службы, принудительное насаждение религиозных законов в личную жизнь граждан и т.д.). В США позиции О.И. утвердились только после массовой эмиграции из Восточной Европы в конце 19 – начало 20 в. ревностных приверженцев О.И. В ходе второй Мировой войны и после неё в США также переселилось много влиятельных хасидских руководителей со своими сторонниками, что ещё больше укрепило позиции ортодоксов, но в основном умеренного направления. В США раввины О. И. выступают как консультанты, организаторы молодёжи, уважаемые проповедники, они не чуждаются общественной деятельности и, как правило, имеют хорошее светское образование. В современной России лидеры иудейских общин, объёдинённые в две организации – «Федерация еврейских общин России (ФЕОР)» и «Конгресс еврейских религиозных организаций и общин России. (КЕРООР)» придерживаются принципов О. И. Литература: В.Л Вихнович. Иудаизм. СПб. 2010; С. М. Пилкингтон. Иудаизм. М. 1999; Й. Телушкин. Еврейский мир. М. 1992; Berkovitz El. Major Themes in Modern Philosophies of Judaism.
Теги: иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |