КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Религиоведение
Проекты, учреждения

Русское Студенческое Христианское Движение (РСХД)

Русское Студенческое Христианское Движение (РСХД)

Русское Студенческое Христианское Движение (РСХД). Лаическое (мирянское) движение в Русской Православной Церкви в XX в. Прообразом РСХД послужили международные протестантские организации: «Христианская ассоциации молодых людей» YMCA (1855), «Студенческое движение волонтеров» (1886), и, в особенности, «Всемирная студенческая христианская федерация» WSCF, чьи идеи в России начала XX века продвигал барон П. Николаи, пригласивший в Россию основателя федерации Дж. Мотта (1903). Идея движения на этом этапе заключалась в консолидации учащейся молодежи разных христианских конфессий для изучения Библии, миссионерской и социальной работы. Сотрудником Николаи был В.Ф. Марцинковский, ставший секретарем (1913), а после смерти Николаи (1919) возглавивший русский отдел. После революции (1917) деятели WSCF в России подверглись гонениям, Марцинкевич был выслан (1923), многие его сотрудники оказались в эмиграции. Представители русской ветви WSCF оказались во всех странах рассеяния – Югославии, Франции, Германии, на Дальнем Востоке и в Прибалтике. Основой РСХД в Зарубежье стал белградский религиозно-философский кружок православной молодежи в составе Н. Зернова, М. Зерновой, Н. Афанасьева, Д. Клепинина, К. Керна, А. Гиппиус, А. Оболенской, С. Безобразова. Русские члены движения стремились к большей самостоятельности от WSCF, к учету православной специфики эмигрантской молодежи, оформилось стремление ориентировать движение на православную духовность. В этом стремлении кружковцы из Белграда, Парижа и Праги были поддержаны «Профессорским собранием», в которое входили В.В. Зеньковский, П.Н. Новгородцев, свящ. С. Булгаков, А.В. Карташев и др. 1-7 октября 1923 года состоялся первый съезд РСХД в Пшерове под Прагой. «Пшеровская пятидесятница» запомнилась уникальной атмосферой (немыслимой в дореволюционной России) духовного и интеллектуального единства разных поколений русской интеллигенции, опытом возвращения к Церкви, вызревшим в страданиях революции и гражданской войны. «Служить Святой Церкви, в ней искать ответа на все вопросы жизни и совести, чтобы вдали от родины сохранять все ценное и глубокое, что сотворила она, – таков был путь, на который вступило Движение», – так формулировал идеи Движения один из его основателей прот. В. Зеньковский. Возникновение РСХД наметило тенденцию возвращения к активной церковной жизни значительной части русской молодежи в странах рассеяния, вместе с тем принципы, заложенные основателями Движения, влияли на многие формы церковной жизни, христианского просвещения и миссии. Движение не сводилось к приходским кружкам молодежи или традиционным братствам, основатели РСХД мыслили его в категориях «лаического апостолата», межюрисдикционной христианской миссии. Целый ряд начинаний в среде русской эмиграции возник в русле идей Движения: Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже (вплоть до послевоенного времени все студенты и многие преподаватели были членами РСХД), издательство «YMCA-Press» (1923), журналы «Путь» и «Вестник РСХД».

Движение состояло из многочисленных христианских кружков (от 6 до 30 и более чел.), регулярно собирающихся, самое частое раз в неделю, для изучения Библии, литургики, истории церкви, философии, литературы и искусства (в 1927 году численность РСХД – порядка 600 чел.). Обычно приглашался лектор или назначался докладчик, для руководителей семинаров проводились специальные курсы. Лекции для участников Движения по всей Европе читали Н. Бердяев, прот. С. Булгаков, А. Карташев, еп. Вениамин (Федченков), С. Безобразов, Б. Вышеславцев и др. В межвоенный период регулярно (дважды в год) проводились съезды РСХД, принимавшие делегатов со всего мира, первые съезды состоялись в Аржероне, Хопове (1925), Клермоне и Шато Бьервиле (1926). Особым направлением деятельности Движения было социальное служение: организация детских летних лагерей (в этом РСХД активно сотрудничало со скаутскими организациями Зарубежья), помощь нуждающимся: бесплатные столовые, общежития для бедных и безработных, медицинская помощь оказывалась на базе амбулатории при ССПБИ. Не прервалась связь РСХД с идеями WSCF, межконфессиональный диалог, проблема единства христианского мира – возникали и как тема для обсуждения, семинаров, и как практическая работа по сближению позиций, так, например, появилось православно-англиканское братство Св. Албания и преп. Сергия.

Наиболее крупные кружки РСХД трансформировались в братства (с формальным подчинением правящему архиерею), так возникло «Братство Св. Софии», «Свято-Сергиевское братство» (Париж), «Братство Св. Серафима Саровского» (Белград), «Братство Св. Александра Невского», «Братство Св. Троицы» и др. Нельзя сказать, что представители Движения во всем и всегда придерживалось единых взглядов на экклезиологию, христианскую миссию, политику и культуру, в деятельности РСХД в конце 20-х – начале 30-х годов, проявились направления, разделявшие русское образованное общество еще в дореволюционную пору. Консервативное крыло, близкое к Синоду РПЦЗ, например, организатор молодежного движения «Витязи» Н. Федоров, Белградское братство Св. Серафима понимали сущность Движения в духе национального и монархического идеала, критиковали руководство РСХД за недостаточную церковность, в частности, за сотрудничество с «масонской организацией» YMCA. Либеральное крыло – Н. Бердяев, м. Мария (Скобцова) критиковали Движение за национализм и подчинение его (через трансформацию в сообщество братств) церковной власти, за забвение вселенского призвания православия. Во время войны деятели РСХД, иногда с опасностью для жизни, осуществляли православную миссию как в Зарубежье, так и в России, например, в Псковской Православной миссии в Прибалтике и на Северо-Западе (прот. К. Зайц, свящ. Г. Бенигсен и др.) Из кружков и братств РСХД вышло целое поколение мирян, священников и епископов русского Зарубежья. В послевоенное время деятельность Движения переместилась в западную Европу. Большинство движенцев окончательно утратили надежду вернуться в Россию, вместе с тем диаспора расширилась и изменилась по культурному и этническому составу, появилось значительное количество принявших православие католиков и протестантов. Движение переориентировалось на просветительскую, правозащитную и издательскую деятельность. Вплоть до конца XX в. Движение продолжало оставаться живой связью поколений русской диаспоры. Идеи Движения влияют на современную церковную и общественную жизнь в России и в мире, под влиянием РСХД в послевоенный период возникло всемирное братство православной молодежи «Синдесмос», некоторые черты РСХД проявились в Свято-Петровском братстве (основанным свящ. Г. Кочетковым).

Зернов Н. Русское студенческое христианское движение//Русская религиозно-философская мысль XX века. Сборник статей под редакцией Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1975.

Александр Кырлежев. Юбилей РСХД (1923–1998)// Русская мысль, 1998, №№ 4206 (22 – 28 января), 4207 (29 января – 4 февраля).

Зеньковский Василий, прот. Русское студенческое христианское движение: История, деятельность, задачи // Вестник РСХД. 1949. N 7-8. С. 3-19; N 9-10. С. 21-33.


Теги:  христианство, православие
Дисциплина:  Культурология / Религиоведение
Авторы:  Махлак К. А.