|
Религиоведение Персоналии Мендельсон МоисейМЕНДЕЛЬСОН МОИСЕЙ – немецко-еврейский религиозный философ и писатель (1729 – 1786). Родился в немецком городе Дессау в религиозной семье и получил традиционное иудейское образование. В 1743 г. практически без всяких средств к существованию прибыл в Берлин, где, невероятно бедствуя, самостоятельно выучил французский, немецкий, а также латинский языки, что открыло ему доступ к познанию достижений современных ему европейской философии и естественных наук. В 1754 г. он становится домашним учителем, а затем и компаньоном фабриканта, и тем самым получает возможность полностью посвятить себя философским и литературным занятиям. В том же году состоялось его знакомство с великим немецким критиком и писателем Лессингом, перешедшее в тесную дружбу. Позднее М. послужил прообразом главного героя в пьесе Лессинга «Натан Мудрый». Первую славу М. принесли его философско-этические сочинения, ставшие прекрасными образцами немецкой прозы нового времени. В 1763 г. М. получает от короля Фридриха II личное почётное право беспрепятственного проживания в столице в качестве «покровительствуемого короной иудея» ( по-немецки – «шутцюден»). Славу «еврейского Сократа» М. принесло его сочинение «Федон», где он в форме диалога между Платоном и Федоном доказывал с помощью доводов разума бытие Бога и бессмертие души. Вместе с тем М. оставался верным религии отцов и в блестящих полемических сочинениях отстаивал её принципы. Однако он признавал, что, хотя иудейская религия не содержит никаких положений, противоречащих логике и разуму, в ходе веков к ней примешались некоторые случайные и нехарактерные элементы. Для устранения их М. полагал необходимым распространять среди бесправных тогда, говорящих на языке идиш иудеев Германии европейское просвещение и знание государственного языка. С этой целью он перевёл для распространения среди иудеев Пятикнижие Моисеево на литературный немецкий язык со своим комментарием. Помимо этого, он много содействовал созданию в Берлине образцовой школы для иудеев, где наряду с изучением Библии и Талмуда, изучались бы и общеобразовательные науки. В своём капитальном труде «Иерусалим» (1783) М. выступил с обоснованием смелого тогда тезиса отделения церкви от государства и равенства всех граждан, независимо от религиозных убеждений. Вместе с тем он, оставаясь верующим иудеем, утверждал, что в иудаизме нет противоречий между разумом и верой, и даже пытался доказать «разумность» иудейской обрядности. Взгляды и деятельность М. были с интересом встречены как философами (в частности, И. Кантом), так и рядом немецких владетельных князей и аристократов. Вместе с тем, он стал для поборников еврейского просвещения первым примером иудея, вышедшего из бесправного гетто. Некоторые последователи использовали его труды для формирования так называемого «реформистского иудаизма». Другие пошли по пути полной ассимиляции, вплоть до перехода в христианство. Среди последних были и члены его семьи, многие из которых стали видными деятелями немецкой культуры (знаменитый композитор Феликс Мендельсон–Бартольди является внуком М.). Литература: В.Л. Вихнович. Иудаизм. СПб. 2010 ; A. Altmann. Moses Mendelsohn. A Biographic Study. Philadelphia. 1973.
Теги: иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |