|
Религиоведение Структура Евхаристия (в католицизме)ЕВХАРИСТИЯ (греч.— «благодарность), причащение — одно из таинств Церкви, состоящее в том, что во время богослужения верующие вкушают хлеб и вино, в которых воплощены Тело и Кровь Христовы. Учение о Евхаристии основывается на словах Иисуса Христа, Который «взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание», а также и чашу после вечери и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (1 Кор. 11, 24-26; Лк., 22-20). Христиане и после того, как они отделились от иудейской общины и отошли от храмового богослужения, все же строили свое богослужение по образцу иудейского: чтение Священного Писания и проповедь; к этому прибавилось «преломление хлеба», т. е. евхаристическое празднование трапезы Господней. Св. Иустин, философ и мученик П в., оставил описание Евхаристии: «В день, называемый днем солнца, мы собираемся в одном месте - и горожане, и сельчане. И сперва слушаем чтения дневников Апостолов и трудов Пророков, насколько нам это позволяет время. Когда лектор кончит читать, руководящие произносят проповедь, чтобы всех наставить и поощрить к следованию добрым путем. Потом мы все встаем и возносим Богу наши молитвы. Когда они кончатся, мы обмениваемся святым поцелуем мира. Затем на алтарь приносят хлеб, вино и воду, а глава общины таким же образом изо всех сил возносит Богу молитвы и благодарения. Люди же в конце говорят «Аминь». Затем преломляется и разделяется между всеми освященная еда, через диаконов она посылается отсутствующим». Чин евхаристии был определен лишь в основных чертах; это была, скорее, схема, с которой соотносились, но епископ при совершении таинства не только мог, но и должен был молиться своими словами. Главное значение придавалось содержанию и смыслу, а не буквальному повторению определенных стереотипов мессы. Только позднее стали пользоваться только готовыми текстами (отдельные случаи встречались уже в начале III в.). Фома Аквинский говорил о двух главных целях Евхаристии: «Во-первых, напомнить Страсти (страдания) Иисуса Христа и применять к нам их плоды; во-вторых, символизировать и осуществлять единение Христа с христианами и со всей Церковью». Претворение вина и хлеба в подлинные Кровь и Тело Христа РК Церковь с 11 в. называет транссубстанцией (лат. Substantia – суть, сущность, вещество, первооснова). Наступает действительное пресуществление субстанции хлеба в подлинную субстанцию Тела Христова и субстанции вина в подлинную Кровь Иисуса Христа, хотя свойства (accidentia) хлеба и вина сохраняются: тот же вид, запах, вкус, форма. При обсуждении вопроса о реальном присутствии Тела и Крови Господних в Святых Дарах друг другу противостояли две концепции, восходящие к христианской древности. Уже в попытках св. Амвросия и блаж. Августина наметились характерно разные, но ни в коей мере не противоречащие друг другу пути решения этого вопроса. Тогда как медиоланский епископ уделял больше внимания результатам пресуществления, епископ Гиппонский (в свете Ин. 6, 48 слл.) — динамически-духовному характеру процесса пресуществления и тому, каким именно образом присутствует Христос в таинстве. Обычай причащаться евхаристическим хлебом и вином постепенно стал в Катол. Церкви привилегией клира: мирян, по решению Констанцского (1414-1418) и догмату Тридентского (1545-1563) соборов, стали причащать лишь под видом хлеба. Тридентский собор (сессии 1541—1551 и 1562) формулировал катол. учение о Евхаристии в полемике с протестантами, осудив их попытки рационалистически трактовать Евхаристию не как реальное, а лишь символическое присутствие Тела и Крови Господней в Св. Дарах. До Второго Ватиканского собора под видом хлеба и вина причащались только священники, поскольку РКЦ утверждает, что под видом хлеба находится Сам Иисус Христос – и Его Тело, и Его кровь. Поэтому считалось достаточным принятие прихожанами только Тела Христова. Но это обедняло литургическую жизнь и послужило причиной ряда расколов. После П-го Ватиканского собора стало обычной практикой причащение прихожан под двумя видами.
Лит-ра
П Ватиканский собор. Пастырская конституция «Радость и надежда» (О Церкви в современном мире). Биффи Джакомо. Я верую (краткое изложение католического вероучения). Христианская Россия. Милан, 1990, С. 87-98. Аббат Поль. Замысел Божий и чудеса Его милосердной любви. Изложение христианского вероучения. Брюсель, 1990, С. 249-296. Катехизис Католической Церкви. М. 1996, С. 291-335. Встану и пойду к Отцу. Взрослым о таинстве покаяния и Евхаристии. Гродно, 1996. о. Йозеф Климурчик. Таинства. Колледж католич. Теологии им. св. Фомы Аквинского. М. 1996. Конрад Ричард, ОР. Вера Католической Церкви. Киев, 1997, С. 139-157 (Евхаристия); С. 158-184 (др. таинства). Дайчер Фаддей, свящ. Размышления о вере. Новосибирск, 1997. С. 157-169 (крещение), С. 170-184 (миропомазание), С. 185-192 (Евхаристия). Бенедетто Теста. Таинства в Католической Церкви. М. 2000. Дюмулен Пьер, свящ. Источник жизни. Таинства. Спб. 2000.
Теги: католицизм, богослужение и морфология культа Дисциплина: Религиоведение Авторы: архим. Августин (Никитин) |