КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Религиоведение
Структура

иконостас

Иконостас (от греч. икона и стояние) — перегородка, отделяющая алтарь от остальной части храма. Состоит из икон, расположенных ярусами, числом от трех до пяти. Нижний ярус называется местным, поскольку в нем есть местная икона — икона праздника или святого, которому посвящен храм. В середине этого яруса — врата царские, за которыми — завеса. Справа от врат — икона Иисуса Христа и местная икона. Слева от врат — икона Богородицы и далее любая другая. За иконами нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах только с одной) — двери диаконские. Над царскими вратами — икона Тайной вечери. Второй ярус снизу обычно именуется праздничным, ибо включает иконы двунадесятых праздников. Третий — именуется Деисус и содержит иконы данного чина. Справа и слева от Деисуса — образы святителей и архангелов. Четвертый ярус именуется пророческим. Он содержит иконы Богородицы с Младенцем Христом и предстоящих пророков. Пятый — имеет название праотеческого и обычно включает иконы Троицы, ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Завершается И. распятием. Таково наиболее традиционное устройство И., однако нередко встречаются и другие его варианты: к примеру, праздничный ряд может быть выше Деисуса или вообще отсутствовать. И. православного храма обозначает границу между нетварным, Божественным миром, символизируемым алтарем (как святым, Небесным местом), и миром тварным, посюсторонним. Причем устройство И. свидетельствует о проницаемости этой границы, ибо благодаря Богочеловеку — Иисусу Христу — Божественный и земной миры вступили в действительную связь. Открытие и закрытие царских врат и завесы в определенные моменты богослужения выражают как разобщение (в силу грехопадения людей), так и общение двух миров, вследствие спасительной миссии Богочеловека. (Не случайно всю праздничную пасхальную неделю — Светлую седмицу — царские врата в храме остаются открытыми.) Двойственная символическая роль И. объясняет, почему он составляется из икон многих святых. По выражению о. Павла Флоренского, небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма можно отделить только образами святых — видимых свидетелей мира невидимого. В этом смысле И. — образ Небесной церкви во главе с Господом Иисусом Христом. В католическом храме алтарная часть не отделяется от его основного помещения, что свидетельствует о преобладании посюсторонности, об ослаблении богословско-мистической глубины и запредельности в учении и культе католицизма.

 


Теги:  православие, живопись
Дисциплина:  Культурология / Религиоведение
Авторы:  Булычев Ю. Ю.