|
Религиоведение Архетипы юродивыеЮродивые — православные подвижники, преднамеренно и демонстративно порвавшие с общепринятым образом жизни в целях изобличения греховности земного существования и выведения сознания христиан за рамки обыденности. Эта позиция основана на христ. учении об ущербности земного мира и необходимости отрешиться от него ради стремления к Царству Божию. В Древней Руси почитание Ю. получило неизмеримо большее значение по сравнению с остальным православным миром, достигнув расцвета в XVI в. Если Греческая церковь почитает всего шестерых Ю., то русская церковная память хранит имена и жития десятков подвижников, юродствовавших Христа ради, в частности Прокопия Устюжского (XIII-XIV вв.), Николы и Федора Новгородских (XIV в.), Василия Блаженного (XVI в.), псковского святого Николы, Ксении Петербургской. В юродстве органически сочетается нищенская униженность с духовной активностью обличения мирской действительности. В отношении последней Ю. отнюдь не смиренен и не пассивен. Вместе с тем он чужд какой-либо истеричности и презрения к окружающей жизни. Своим образом поведения он олицетворяет иномирную правду, которая в пределах мира сего, в свете царящего здесь здравого смысла, оказывается диковинной, парадоксальной, обличающей, вызывающей, подчас непристойной. В юродстве можно увидеть как религиозно-духовную потребность выйти за пределы мирской нормы с ее плотскими соблазнами, так и призвание нести крест социально-нравственного служения в самодовольном, отпавшем от живого Бога мире. Внутренняя неотмирность и духовная трезвенность Ю. выражается в присущем им даре пророчества и ясновидения, общественная миссия — в подчас скандальном, этически заостренном обличении обывателей и власть имущих. Вот почему все поступки Ю. несут печать жизненно-смысловой динамики, поучительной духовной символичности, а окружающие Ю. православные люди смиренно внимают их укорам, чтя в Ю. носителей православной совести.
Теги: православие Дисциплина: Религиоведение Авторы: Булычев Ю. Ю. |