|
Религиоведение Архетипы лжемессии
ЛЖЕМЕССИИ – появлявшиеся в разные эпохи лица, стремившиеся убедить иудеев в том, что именно они являются избавителями преследуемого народа, «помазанниками – по-еврейски, Машиахами, Мессиями» Всевышнего. Первоосновой для этих притязаний служили тексты из Книги пророка Исайи о государе мессианских времён и его царствовании (9: 1-7, 65: 16-25). Среди этих самозванцев были разные люди: искренне верующие в свою миссию, психически больные и просто обманщики. Все они объявляли себя посланцами Всевышнего для восстановления былого царства Давида и Соломона. Иногда они призывали иудеев к оружию против нынешних владык, иногда провозглашали радикальные религиозные реформы. Обычно такие люди появлялись в периоды исторических кризисов, когда положение народных масс становилось особенно тяжёлым. Впервые о Лжемессиях, как явлении стало известно в конце эпохи Второго Храма, в период острого конфликта иудеев с Римской империей, завершившегося разрушением Иерусалима и Храма в 70 г. н. э. Иосиф Флавий сообщает о многочисленных самозванцах, часто увлекавших за собой толпы народа. В частности, лжепророк из Египта увлёк за собой толпу в 30000 чел. на Масличную гору, уверив её в своей способности чудом взять Иерусалим. Римский гарнизон разгромил толпу, а самозванец скрылся (Иуд. война, кн. 2, 13:4-5.). Через 60 лет., во время Второго великого восстания (132 -135 гг.) великий законоучитель р. Акиба провозгласил Мессией вождя восставших Бар–Кохбу. В последующем Л. появляются уже в эпоху мусульманского господства. Как правило движения того времени сопровождались стремлением реформировать иудаизм. Характерным примером может служить Л. 12 в. – уроженец Курдистана Давид Алрой, призвавший иудеев идти с ним в Палестину с оружием в руках. Известно, что он приобрёл много сторонников, но в конце концов потерпел неудачу. Тяжелые бедствия времени крестовых походов способствовали появлению Л. в христианских и мусульманских странах. Под влиянием мистических учений появляются вдохновлённые идеями Каббалы настроения, характерные для Л. Таковыми были, например, А. Абулафия в Италии (конец 13 в.), а также Исаак Лурия (16 в.) и его последователь Х. Виталь в Палестине. Наиболее заметный след в истории оставил Л. Саббатай (Шабтай) Цеви (1626 – 1676). Уроженец турецкого города Смирны, он с детства преуспел в изучении раввинской литературы, а с 15 лет полностью погрузился в изучение Каббалы, в том числе и практической. Несомненно обладавший красноречием и задатками лидера он скоро стал привлекать к своим проповедям толпы верующих. Он стал утверждать, что конец света наступит в 1648 г., когда в мир явится Мессия. Глубоко уверовавший в своё призвание Цеви пришёл к мысли, что именно он является избавителем иудеев от гнёта иноверцев, и его избрал Бог для воссоздания Иерусалимского Храма и древнего царства Израиля. Он торжественно объявил об этом своим ученикам и всему народу. В ответ раввины Смирны наложили на него проклятие (херем). Однако, несмотря на это, он нашел поддержку среди многих иудеев Османской империи и даже за её пределами. Этому способствовало и то, что в то время также и в христианских кругах ожидали конца света и прихода Мессии. Особое значение для Цеви имело то , что его в Каире неожиданно признала Мессией мистически настроенная девушка Сарра, чудом спасшаяся от погромов иудейских общин во время восстания Богдана Хмельницкого. Там же в Каире состоялась и торжественная церемония свадьбы Сарры и Цеви, как признанным ею и многими другими истинным Мессией. Он с триумфом возвращается в родную Смирну, где его встречают как «еврейского царя и Мессию». Слава о нём распространяется на христианскую Европу, вплоть до далёких Голландии, Англии и северной Германии. Многие иудеи настолько поверили в ближайшее возрождение царства библейского Израиля, что, продав за бесценок своё имущество, толпами устремлялись к Цеви. Наконец, в 1666 г. Л. торжественно отправился в Стамбул, чтобы отстранить от власти султана и стать царём иудейской Палестины. Его прибытие сопровождалось такими народными волнениями, что власти арестовали Цеви и заключили в крепость недалеко от Стамбула. Однако и к заключённому стекались толпы последователей, которых он уверял, что его неудача временная. Народ ещё не очистился от грехов, а он, Цеви, должен искупить их своими страданиями. Разоблачённый каббалистом Иехемией, Цеви был вызван к султану, предложившему С. Ц. принять ислам или быть казнённым. С. Ц. выбрал первое. Тем не менее даже после этого часть его сторонников продолжала оставаться его приверженцами, полагая, что ислам приняла только его тень. В конце жизни он был сослан в далёкую Албанию, где и умер в 1676 г. Некоторые его приверженцы также приняли ислам и образовали тайную замкнутую секту, именуемую по-турецки «дёнме» – вероотступники. Внешне они выдавали себя за мусульман, но в тайне исповедывали иудаизм. Одним из последователей Цеви может считаться уроженец Польского королевства Яков Франк (1726 – 1791). Сопровождая своего отца – купца, он встречался в городах Турции с каббалистами и саббатианцами, а также с членами секты «дёнме». Там он начал развивать учение о переселении душ, утверждая, что душа Мессии переходила последовательно от библейских героев к Магомету, Цеви и ,наконец, перешла к нему. Руководители иудейских общин Турции, напуганные примером Цеви, активно выступили против него, и Франк в 1755 г. вернулся в Польшу. Там он стал проповедовать своё учение – смесь саббатианства с поучениями секты «дёнме». Существенным было утверждение Франка, что человеческие страсти, осуждаемые Талмудом, являются на самом деле искрами Божиими, и без своего выхода они препятствуют наступлению небесной гармонии. Кроме того, Франк провозгласил, что вера в прежнего Мессию должна быть забыта, поскольку теперь в ней нет необходимости. Естественно такие взгляды вызвали резкий протест со стороны польских раввинов, которые наложили на него и его сторонников проклятие – херем. В ответ Франк решил последовать примеру «дёнме» и призвал своих приверженцев внешне обратиться в христианство. Франкисты объявили, что они выступают против Талмуда и опираются только на книгу Зогар, которая, по их мнению, близка к идеям католической церкви. Более того, франкисты, стали обвинять раввинистов в оскорблении христианства и даже в кровавом навете, то есть ритуальных убийствах. В конце-концов Франк и его сторонники приняли католичество, причём крестным отцом его самого был король Август III. Тем не менее по обвинению в тайной приверженности иудаизму Франк был заключён в крепость Ченстохова. Узнав о вступлению в Польшу русских войск, он попытался заигрывать уже с православным духовенством, утверждая, что книга Зогар доказывает истинность этой веры. Старания его были тщетными, но в 1772 г. он всё же был освобождён. Скончался Франк в 1791 г в Австрийской империи, где ранее богато жил, окружённый многочисленными последователями под покровительством императора Иосифа II. Многие потомки франкистов стали родоначальниками польских дворянских фамилий, но как религиозное течение франкизм не оставил в иудаизме заметного следа. Литература: В.Л Вихнович. Иудаизм.СПб. 2010; Мессианские движения// Еврейская энциклопедия. СПб. Т. 10. 1908–1913; П. Джонсон. Популярная история евреев. М. 2001. Теги: иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |