|
Религиоведение Категории идеальноеИДЕАЛЬНОЕ — общий термин для идентификации значительной группы явлений и процессов, обычно противопоставляемых тем, к-рые именуются материальными, «реальными», вещественными. В истории чел. познания разл. мыслителями к разряду И. относились идеи, идеалы, идеологии, образы, представления, понятия, категории, мышление, рассудок, разум, дух, чувство, ум, воля, сознание, подсознательное, бессознательное, сверхсознательное, причем иногда вышеуказанные реалии выступали под иным терминологич. оболочками. Совр. человеку свойственно вполне в духе новоевроп. сознания отождестлять И. с психическим, с внутр. миром человека, с его сознательной (бессознательной) жизнью; иными словами — с субъективным. Отсюда, во-первых, — такая специфически новоевроп. форма метафизики, как субъективный идеализм, во-вторых, — представление об объективном и объективированном И., обусловленное самим строем мышления Нов. времени, рассматривающего всякий предмет сквозь призму категорий «субъект» и «объект». Объективное И. — это тот мир идей, к-рый был открыт Платоном, описан Аристотелем и неоплатониками (причем сами философы термина «объективное», конечно, не употребляли), а в Нов. время вновь подверг-ся осмыслению Шеллингом и Гегелем (см. Объективный идеализм). Такое И. существует «вне и независимо» от познающего и действующего субъекта, носит по отношению к сознанию надсознательный характер, определяя сам строй жизни и мысли человека. И. объективированное — это мир культуры в предельно широком значении этого слова как бытия, созданного человеком, в отличие от природы, сотворенной Богом или никем не созданной, и Царства Божьего, имеющего (если его существование допускается) сверхчеловеческое, либо — богочеловеческое, как в рус. религ. философии, содержание. Тогда объективированное И. — это вся совокупность сформированных человечеством образов, смыслов, понятий, умений, навыков, ценностей и т. п., к-рые, будучи однажды созданы, получают относительно независимое от человека и человечества существование. В указанных значениях И. характеризуется как 1) невещественное, 2) общее по отн. к единичному, 3) целостное по отн. к составному, 4) структурное и структурирующее по отн. к бесформенному и хаотичному (потенциальному — в ряде филос. систем, опирающихся на традиции аристотелизма) и всегда подвижному началу (см. Дюнамис — энергия; форма — материя). В классич. объективном идеализме объективное И. толкуется как вечное, иногда прямо именуясь Богом или божеством. Действительно, Идея или разум есть бог классич. идеализма, точнее — его идол. Это было осознано религ. философией, в частности русской. В контексте развиваемого ею непредикативного (субъектного) философствования, восходящего к традиции апофатического богословия, можно сказать что Бог идеален, понимая при этом условность такого суждения, но утверждать обратное будет ложью (объективацией). Как в повседневной жизни, так часто и в классич. философии к разряду И. Относятся явления, попадающие туда лишь по принципу «невещества»: дух и связанные с ним реалии — свобода, творчество, воля, воскресение и др. Последние были предметом религ. (восходящей к библейской традиции) мысли, в светской культуре ряд из них получил освещение в философии экзистенциализма. Теги: Дисциплина: Философия / Культурология / Религиоведение Авторы: Богатырёв Д. К. |